История православных храмов Миорщины
Начинаем рассказ об удивительных православных храмах Миорщины. Листая страницы старинных книг, знакомясь с работами известных историков, белорусских учёных, работая с архивными документами, встречаясь с людьми и записывая их воспоминания, восхищаясь "музыкой из камня" - храмами, которые пережили столетия своих создателей, мы прикасаемся к трепетному и живому дыханию давно минувших лет и становимся свидетелями и участниками интересных событий, связанных с современной жизнью православных приходов нашего Миорского благочиния.
Мы призываем вас стать авторами этой страницы. "Героем" её может стать и древний храм, и построенный недавно. Можно не только пересказать исторические сведения, известные вам, но и превратить в рассказ личные чувства, связанные с посещением святых храмов. Кто же, как не постоянные прихожане, а то и сами строители могут интересно рассказать о своей церкви?
Сведения о храмах и их настоятелях можно прислать по электронному адресу
galjan51@gmail.com или позвонить по телефону 216-96-19 (МТС). Будем благодарны за любые сведения о православных храмах Миорщины и их настоятелях.
Пресс-служба храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры.
Уважаемые посетители сайта!
1. Храм Святителя Николая Чудотворца д.Узмены
Торжественная закладка новой каменной церкви в честь Святителя Николая Чудотворца в селении Узмены состоялась 26 мая 1866 года. Храм был построен в 1871 году - каменный, в ретроспективно-русском стиле, освящен в 1871 году во имя Святителя Николая Чудотворца. Является объектом историко-культурных ценностей регионального значения. Первым священником нового храма был Виктор Юревич.
2. Храм Святителя Николая Чудотворца д.Черессы
Храм Святителя Николая Чудотворца построен в 1887 году недалеко от старой церкви. Он возведён в псевдорусском стиле из красного кирпича, который производили на местном кирпичном заводе. Многоярусная объемно-пространственная композиция состоит из шатровой колокольни, притвора, основного кубовидного объема. Пятигранная апсида имеет боковые приделы. Завершена луковицеподобным куполом на восьмигранном барабане. Ее старинные столбы из красного кирпича украшены черными камешками в белой штукатурке.
Храм является объектом историко-культурных ценностей регионального значения. Со времени строительства богослужения в храме не прекращались. С 1998 года по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий Ковальский.
Наша пресс-служба благодарит Павла Лавриновича, жителя г.Глубокое, который откликнулся на нашу просьбу и прислал на наш электронный адрес ценный материал, содержащий сведения о священнослужителях Свято-Николаевского храма д. Узмены.
3. Храм Воскресения Христова г.Дисна
Храм Воскресения Христова г. Дисна построен в 1870 году, каменный.
Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Является объектом историко-культурных ценностей регионального значения. Каноничную четырехчастную объемно-пространственную композицию храма составляют кубообразный основной объем, к которому через трапезную присоединена высокая трехъярусная восьмигранная звонница, надстроенная над притвором. Над центральным объемом возведен восьмигранный барабан под полусферичным куполом с маковкой, над звонницей находится луковицеобразный купол. Вход оформлен низким притвором. Фасады расчленены арочными оконными проемами и декорированы аркатурными фризами.
Является объектом историко-культурных ценностей регионального значения.
В храме находится чудотворная икона Божией Матери "Одигитрия".
С 4 июля 2011 года в храме Воскресения Христова города Дисна пребывают мощи священномученика Константина Жданова.
С 1991 г. по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Геннадий Короневский.
Имеющиеся на сайте материалы по истории Дисненского храма мы дополняем новыми сведениями о служителях Дисненских церквей, присланными Павлом Лавриновичем из г. Глубокое. Наша пресс-служба благодарит Павла Лавриновича за представленный богатый исторический материал и Петра Владимировича Боговича из г.Дисна за оказанную помощь в уточнении отдельных фактов, касающихся истории Дисненских храмов.
4. Храм в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" г.Дисна
Сегодня в Дисне есть ещё один храм, на кладбище. Он построен в 1908 году для отпевания умерших. И только после войны в 1944 году, когда запретили восстановление разрушенного Воскресенского храма, его освятили в честь иконы Божьей Матери “Одигитрия”. До 1991 года в нём проходили службы и он был приходским.
Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» г.Дисна
Священнослужители Одигитриевского храма г.Дисна
5. Храм Живоначальной Святой Троицы д.Леонполь
Храм Живоначальной Святой Троицы д.Леополь был построен в 1774 году. Часть средств на его строительство была пожертвована помещиком Николаем Лопатинским. Церковь построена без единого гвоздя, и только через 100 лет, когда была выполнена обшивка, появились гвозди. Впоследствии храм неоднократно перестраивался. До настоящего времени сохранилась колокольня, расположенная неподалеку от храма. За 240 лет церковь ни разу не была закрыта.
Памятник деревянного зодчества, является объектом историко-культурного наследия республиканского значения.
6. Храм Святителя Николая Чудотворца д.Новый Погост
Храм Святителя Николая Чудотворца д.Новый Погост был построен в 1775 году из дерева, а в 1878 году был возведён каменный на пожертвования местных жителей и всей округи, освящен 10.12.1878. Храм построен в ретроспективно-русском стиле, имеет традиционную для этого направления объемно-пространственную композицию: трехъярусная шатровая колокольня, низкая трапезная, кубовидный объем молитвенного зала. С восточной стороны церковь завершается полукруглой апсидой. Шатровая колокольня и восьмигранный барабан, увенчанный луковицеобразным куполом, возвышается над основным объемом храма. Церковь построена из природного камня. В декоре фасадов использованы формы древнерусского церковного зодчества: килеобразные бровки над арочными оконными проемами. Вход выделен арочными порталами.
Храм не закрывался, и богослужения в нем совершались и в годы Великой Отечественной войны, и в период гонений.
Священнослужители и церковнослужители храма Святителя Николая Чудотворца д. Новый Погост
Митрофорный протоиерей Евстафий Геннадьевич Латышонок
Иерей Олег Семашко
Священник Виктор Вабищевич. Годы служения в Новопогостском храме.
7. Храм Воздвижения Креста Господня д.Цветино
Точное время постройки церкви в д.Цветино неизвестно. В 1776 году уже была униатская церковь, на месте которой в 1820 году построена новая. В 1839 году в ней было объявлено о воссоединении униатов с православными. Служение в этой церкви проходило до 1877 года.
Новое каменное здание церкви было построено в 1877 году на средства казны и пожертвования верующих. Торжественно освятили храм 29 июня 1878 года в праздник Святых апостолов Петра и Павла. Освящали Дисненский благочинный, настоятель церкви д. Черневичи Вениамин Соколов и священники благочиния.
В некоторых источниках датой постройки церкви указан 1864 год, но в основных изданиях того времени - Литовских епархиальных ведомостях и Памятных книжках Виленской губернии - сведений об этом нет.
Церковь никогда не закрывалась.
Является объектом историко-культурного наследия регионального значения.
История храма Воздвижения Креста Господня д.Цветино
Священнослужители и церковнослужители Цветинской церкви Воздвижения Креста Господня
8. Храм Преображения Господня д.Язно
Упоминание о церкви в с.Язно есть в «Ревизии Полоцкого воеводства» 1552 года. При старом кладбище была деревянная церковь, которая в 1828 году сгорела. В том же году местный помещик Раймунд Корсак построил временную деревянную маловместительную церковь вместо сгоревшей.
Новое каменное здание Преображенской церкви было построено на средства казны. Строительные работы продолжались с 10 сентября 1898 года по 3 сентября 1900 года. 8 октября 1900 года церковь была освящена.
Удлиненно-осевая композиция храма складывается из прямоугольных в плане притвора с надстроенной звонницей, завершенной шатром с маковкой, трапезной, молитвенного зала и апсиды. В силуэте церкви господствуют луковицеобразные купола над шатровой звонницей и четырехскатной крышей молитвенного зала.
Является объектом историко-культурных ценностей регионального значения.
Храм не закрывался, богослужения в нем совершались и в годы Великой Отечественной войны, и в период гонений.
История храма Преображения Господня д.Язно
9. Храм Святых апостолов Петра и Павла д.Григоровичи
Униатская церковь в Григоровичах упоминается во второй половине 18-го века. В 1839 году она была передана православным.
Новая каменная церковь построена в 1877 году в ретроспективно-русском стиле. Четырехчастная удлиненно-осевая композиция храма складывается из притвора-колокольни, короткой трапезной, кубообразного объема молитвенного зала и низкой прямоугольной апсиды. Своеобразно решена колокольня, все три яруса которой имеют восьмигранную форму и завершены граненым шатром с маковкой. Объем молитвенного зала накрыт четырехскатной крышей с луковицеобразной главкой.
Храм никогда не закрывался, но с середины 1960-х обязанности священника выполняли настоятели других церквей (за исключением служения протоиерея Михаила Мяделко и протоиерея Николая Рундо).
История храма Святых апостолов Петра и Павла д. Григоровичи
Священнослужители Григоровичского храма Святых апостолов Петра и Павла
Церковнослужители Григоровичского храма Святых апостолов Петра и Павла
Протоиерей Мефодий Сороко
Протоиерей Михаил Мяделко
10. Храм Святого великомученика Георгия Победоносца д.Перебродье
Точная дата постройки церкви в д. Перебродье неизвестна. В 1676 году уже существовала униатская Георгиевская церковь. В 1839-1940 гг. произошло воссоединение с православной церковью. С течением времени приход стал одним из самых многочисленных в Друйском благочинии, насчитывал более 2000 верующих. 30 июня 1900 года во время сильного пожара церковь полностью сгорела. Строительство новой церкви затянулось более чем на десять лет, а богослужение проходило в часовне на деревенском кладбище.
В 1956 году священник Владимир Стуканов был по возрасту причислен за штат, а храм закрыт, позже - переоборудован под сельский клуб.
В 1990 Перебродская церковь была возвращена верующим.
Церковь деревянная, с чертами ретроспективно-русского стиля. Удлиненный прямоугольный притвор-бабинец, молитвенный зал, пятигранная апсида с боковыми ризницами. Основной объем завершен восьмигранным барабаном с луковицеобразной маковкой. Горизонтально обшитые фасады прорезаны прямоугольными оконными проемами. Над фасадами надстроена двухъярусная шатровая звонница с маковкой.
11. Храм д. Голомысль
Православная церковь Воскресения Господня в с. Голомысль упоминается в 1563 году. Потом был период униатства, и в 1839 году церковь возвращена в православие. Почти во всех исторических документах до 1989 года церковь указана как Голомысльская. На самом деле совсем рядом были расположены село Голомысль (Голомысло) и местечко Николаёво, разделённые рекой. В них в конце 18 века существовали приходские церкви. В клировых ведомостях за 1844 год эти церкви упоминаются как старые и ветхие, а Голомысльский приходской каменный храм Святого Апостола Иоанна Богослова построен на средства помещика Антония Мигановича в м. Николаёво в 1840 году (в некоторых источниках годом строительства указан 1829 год). Местный приход много лет был двухклировый: два священника и два псаломщика, потому что число прихожан достигало 5 тысяч.
В начале 1900 года усилиями священника Фотия Корейши в с. Голомысль был построен небольшой деревянный храм Всемилостивого Спаса. В начале 1920-х годов главная приходская Голомысльская церковь (каменный храм в м. Николаёво) освящена в честь Святителя Николая Чудотворца, но в конце 1925 года состоялась попытка перевода верующих в униатство, чтобы в дальнейшем склонить их к переходу в католическую веру. Церковь в м. Николаёво была закрыта и позже при поддержке польской власти передана католикам, после чего единственным храмом для православных осталась небольшая деревянная Свято-Спасская церковь в с. Голомысль, построенная в 1900 году. Богослужения в ней проходили почти до конца 1980-х годов.
Свято-Спасская церковь является объектом историко-культурных ценностей регионального значения. Она никогда не закрывалась, богослужения в ней совершались и в годы Великой Отечественной войны, и в период гонений.
В 1989 году освящена церковь Нерукотворного Образа Господня в д. Николаёво (реконструирована из здания бывшего Николаёвского сельского клуба).
История храма д. Голомысль
Священнослужители и церковнослужители храма д.Голомысль
12. Храм д. Стефанполье
В Голомысльский приход входило много отдалённых населённых пунктов, в которых проживало большое количество православных христиан. И преодолеть это расстояние по бездорожью, особенно в дни наводнения, было очень трудно.
В 1912 году принимается решение об учреждении нового Стефанпольского прихода.
В д. Стефанполье был построен новый молитвенный дом вместимостью до 300 человек и освящён 24.01.1912 во имя преподобного Серафима Саровского.
В 20-ые годы 20-ого столетия Стефанпольский приход был самым большим приходом в Дисенском благочинии. Он насчитывал около 3000 верующих, и возникла объективная потребность строительства новой церкви.
После обсуждений и согласований было решено в Стефанполье перевезти здание Дисненской Георгиевской церкви. Проект перестройки подготовил Василий Кошель из Дисны.
В 1931 Стефанпольская церковь была возведена. Освящена 14 октября этого же года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому и названа Покровской.
История храма д. Стефанполье
Священнослужители и церковнослужители храма д. Стефанполье
13 Храм д.Калиновое (Блошники)
Храм Святителя Николая Чудотворца находится на территории Миорского района в д. Калиновое (прежнее название Блошники). Дата основания прихода неизвестна. В 1772 году существовала униатская церковь Голубицкого деканата.
В 1839 году, когда произошло воссоединение униатов с православными, церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне д. Блошники относилась к Поддисненскому благочинию Белорусской епархии. В 1840 году храм был перестроен на средства помещиков, живших на территории прихода.
5 июля 1905 года по инициативе местного священника Николая Яхантова началось строительство новой каменной церкви Святителя Николая Чудотворца. После смерти отца Николая работой на стройке храма руководил иерей Антоний Зыбайло. 20 июля 1910 года церковь была освящена.
Храм в Блошниках никогда не закрывался. В 1964 году деревню переименовали в Калиновое, но до начала 1980-х официально упоминается церковь в д. Блошники.
Храм является объектом историко-культурных ценностей регионального значения.
Мы завершаем публикацию собранных материалов об истории церквей, о судьбах священнослужителей Миорского благочиния, но не считаем на этом работу окончательно завершённой. На страницах нашего сайта можно будет дополнять, уточнять и пополнять новыми сведениями опубликованные материалы. Мы на это очень рассчитываем и надеемся.
Пять лет тому назад на наше обращение к читателям нашего сайта о сотрудничестве по созданию истории храмов отозвался житель г. Глубокое Павел Лавринович. Не будучи профессиональным историком, помимо своей основной работы кропотливо собирал он материалы по истории родного края, по истории церквей, библиографические сведения о священнослужителях. И имеющимися у него материалами по истории храмов Миорщины он поделился с нами. Какой любовью к родному краю, терпением надо обладать, чтобы начать и довести до конца столь большой подвижнический и абсолютно бескорыстный труд на нашем сайте.
Большую помощь в работе оказали нам витебляне Михаил Пахирко и Марина Азарёнок.
Мы также благодарны всем тем, кто несмотря на всевозможные трудности и сложности, не жалея своих сил и времени, помогли нам присланными фотографиями, эпистолярными материалами, записями воспоминаний сделать сугубо исторические сведения живым повествованием.
Доброе дело, сотворённое упорным трудом и старанием людей, неравнодушных к истории своего края, к судьбам служителей Церкви и Богу, вылилось в великий подвижнический труд на благо и назидание современникам и потомкам.
Так получилось, что работа по созданию истории церквей Миорского благочиния завершена в преддверии праздника 80-летия Миорского района. Судьбы церквей и священнослужителей Миорщины тесно переплетаются с судьбами народа и составляют значимую часть героических и трагических страниц истории нашего Миорского района, "...и мы, смущённые, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого..." ( И. А. Ильин).
Декабрь 2019 года
14. Храм Архистратига Михаила д. Пестуны
Храм строился по инициативе и под руководством бывшего настоятеля храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г. Миоры митрофорного протоиерея Николая Рундо. В 1998 году было освящено место под строительство храма и установлен Крест.
Полное освящение престола и храма было осуществлено Феодосием, архиепископом Полоцким и Глубокским, в 2006 году. Первую Божественную литургию отслужил митрофорный протоиерей Николай Рундо. Он служил в храме по совместительству до 2007 года. С 2007 года церковь является приписной к храму Святителя Николая Чудотворца д. Новый Погост.