Протоиерей Иоанн Михайлович Стосуй
1891(93)-1972 гг.
1919-1925гг. служения на вакансии псаломщика в Перебродской Свято-Георгиевской церкви
(Матэрыялы даслаў Павел Лаўрыновіч)


Нарадзіўся Іаан Міхайлавіч Стосуй17.10.1891(93) года ў в.Мікалаева Ашмянскага п-та.
1908-1911 - вучоба ў Ізяслаўскай царкоўна-прыходскай школе.
1911-1915 - настаўнік Антонаўскай царкоўна-прыходскай школы г.Менск.
1915-1916 - у эвакуацыі ў Грайваронскім р-не.
06.1915-1918 - псаломшчык царквы Свяціцеля Мікалая Цудатворцы в.Юдыцына (цяпер -Шаркоўшчынскі р-н).
1916-1918 - настаўнік царкоўна-прыходскай школы в.Шыці Дзісненскага п-та.
1918 - рукапаложаны ў сан дыякана.
1918-1919 - дыякан на вакансіі псаломшчыка царквы в.Юдыцына.
1919- 6.05.1925 - дыякан на вакансіі псаломшчыка  Свята-Георгіеўскай царквы в.Перабродзьдзе.
6.05.1925-16.05.1931 - настаяцель Петра-Паўлаўскай царквы в.Дрысвяты (Браслаўскі р-н).
17.05.1925  -рукапаложаны ў сан сьвятара.
16.05.1931-3.12.1936 - настаяцель царквы Нараджэньня Прасьвятой Багародзіцы м.Лужкі.
3.12.1936-8.03.1956 - настаяцель царквы Праабражэньня Гасподняга в.Сьвіла (Глыбоцкі р-н).
8.03.1956 - прылічаны за штат з прадастаўленьнем пенсіі.
24.05.1956-9.08.1960 - настаяцель царквы Праабражэньня Гасподняга С.Сьвіла.
9.08.1960-1.10.1962 - настаяцель царквы Нараджэньня Прасьвятой Багародзіцы г.Глыбокае.
1.10.1962 - прылічаны за штат.
6.06.1963-15.11.1963 - настаяцель царквы Нараджэньня Прасьвятой Багародзіцы г.Глыбокае.
15.11.1963 - прылічаны за штат.
1970 - служыў у Бранскай вобласьці.
Памёр 12.09.1972 года. Пахаваны на могілках “Копцеўка” г.Глыбокае.
Бацька - Міхаіл.
Маці - Марцэлла Васільеўна 1850-24.10.1906 Мікалаева.
Брат - Аляксандр.
Жонка - Марыя Канстанцінаўна Хаткевіч12.04.1895 (16.06.1897) -10.05.1985 Глыбокае, вянчалісь 22.10.1916.
Дачка - Вера 10.01.1925.

Крыніцы інфармацыі:
Уладзімір Гарыдавец:інтэрнет-даведнік ”Лёсы праваслаўнага духавенства і міран Віцебшчыны (1919-1990)";
Grzegorz Sosna-Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX-XXI wieky - Ryboly -2012 rok;
Метрычныя кніжкі царквы в.Мікалаева 1891-1915;
Алфавітны спіс сьвятароў і царкоўнаслужыцеляў Віленскай епархіі  за 1933 год.
  Я, Медейко Евгений (10.03.1950 г.р.), хочу поделиться воспоминаниями о Человеке, оставившим в моем сердце глубокий и чистый след. Помню его с раннего детства, с теплотой и любовью.
Был он мне двоюродным дедушкой (моя мама - Медейко Евгения была ему племянницей). Он заменил мне отца, звал я его Батюшка. А для прихожан церкви деревни Свило 1 Плисского, ныне Глубокского района Витебской области он был священником (в миру Иван Михайлович Стосуй). Рядом с церковью Батюшка собственноручно поставил дом. В нем и жила наша небольшая семья: мой дед Иван Стосуй, бабушка - Мария Стосуй, мама и я. Бабушка вела хозяйство, мама ей помогала.
  Дедушка по воскресеньям и в дни церковных праздников совершал службы в церкви. Во время Коляды освящал дома своих прихожан. Много читал духовной литературы, иногда просиживая за книгами до утра. Батюшка исполнял требы, ремонтировал церковь, занимался пчеловодством и садоводством. Он всегда был в работе, всегда был занят делом.
  С особой тщательностью он готовился к празднику Великой Пасхи. Проповедь в Великую Пятницу была настолько проникновенной, что большинство верующих в церкви плакали, в том числе и я. В праздник Светлого Христова Воскресенья батюшка разрешал детям посещать церковную колокольню. И мы на протяжении всего дня, на радость взрослым, били в колокола, оглашая окрестности дивными звуками благовеста.
  Во все двунадесятые и великие праздники Свильская церковь была всегда заполнена верующими. На престольный же праздник Преображения Господня собиралось несколько тысяч прихожан. Перед церковью площадь заполнялась телегами с яблоками. Батюшка их освящал и тут же яблоки продавали по очень низкой цене. Это было настоящее народное гуляние, которое продолжалось до самого вечера.
  Дедушка был образованным и уважаемым человеком. Он закончил Виленскую духовную семинарию. Большинство своих прихожан он знал по именам. На равных проводил беседы, с простыми тружениками села и с людьми, занимавшими ключевые должности в районном руководстве.
  В конце 60-х годов самостоятельно освоил азы немецкого языка за курс средней школы. Прекрасно разбирался в арифметике. Был такой случай. В послевоенное время в Подсвильскую общеобразовательную школу прислали контрольную работу по математике. Преподаватели не смогли решить задачу. Они обратились за помощью к Батюшке. Задача действительно была сложная, и дедушке пришлось потрудиться. К утру решение было найдено. А репутация школы спасена.
Из наиболее весомых событий, известных мне, требующих огромной затраты душевных сил и самопожертвования, в жизни дедушки было два.
  Первое. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ему удалось освободить 50 человек, которых немцы по доносу загнали в сарай в районе деревни Голубичи, хотели сжечь. Батюшка, используя свою репутацию, все свои личные качества, убедил в письме немецкое руководство в том, что арестованные люди не имеют отношения к партизанам и являются добрыми христианами. После чего всех заключенных освободили под его личную ответственность. В 90-е годы прошлого столетия я случайно познакомился с Иваном Бычинским, уроженцем деревни Борисковичи Глубокского района. В разговоре с ним выяснилось, что он в течение 3 суток являлся заложником в том сарае. Было ему всего 1,5 года.
  Второе событие, к которому Батюшка долго готовился, взвешивая все «за» и «против» - это письмо к генеральному секретарю ЦК КПССР Н.С. Хрущеву. Он обратился с просьбой о присоединении прихода раннее закрытой церкви в деревне Бобруйщина к приходу Свильской церкви. Н.С. Хрущев был ярым богоборцем, однако прошение было удовлетворено.
Сегодня эти поступки можно отнести к Подвигу!
Все свои умения, силы и дипломатию дедушка постоянно использовал, чтобы отстоять догматы веры и необходимость пастырского окормления своего прихода, убеждая в этом советское руководство. И это ему удавалось. Свильская церковь оставалась долгие годы единственным островком духовности в округе.
  В 1959 году батюшка получил предложение перейти на службу настоятелем Глубокской церкви. Через год в г. Глубокое переехала и бабушка. Я был частым гостем на квартире, которую они снимали на улице М. Горького, 34, а затем в их собственном маленьком домике по улице Кирова,7.
  В середине 60-х годов, произошло печальное событие: во время пожара сгорела Свильская церковь. Причина пожара неизвестна.
  12.09 1972 года протоиерея Иоанна призвал к себе Господь. Проводить в последний путь батюшку приехали восемь священников из других приходов. Похоронная процессия, более чем из 700 человек, растянулась на полторы сотни метров. Гроб с телом дедушки после отпевания прихожане от церкви до кладбища несли на руках. Похоронили его на кладбище, по улице М. Горького, с восточной стороны, недалеко от полуразрушенной кладбищенской церкви. Летом 1985 года, закончив свой земной путь, присоединилась к нему бабушка - Мария Стосуй.
  Когда я писал эти воспоминания, неожиданно для себя я осознал, что многие поступки и дела совершены мной под влиянием того, как к жизни и людям относился мой дедушка Иван Стосуй.
Воспоминание об протоиерее Иоанне (1891 год - 1972 год)
Свила. Церковь Преображения Господня Протоиерей Иоанн и матушка Мария Стосуй Протоиерей Иоанн Стосуй
Свила. Церковь Преображения Господня Протоиерей Иоанн и матушка Мария Стосуй Протоиерей Иоанн Стосуй
Протоиерей Иоанн Стосуй Матушка Мария  на похоронах
Протоиерей Иоанн Стосуй Матушка Мария на похоронах