Судьбы православного духовенства и мирян Миорщины

                                                              Праведники вовеки живут, и в Господе - награда их, и попечение о них - у Вышнего
(Прем.5: 15).
Попсуевич Фома Антонович, священник
Родился в 1885 году в местечке Леонполь Дисненского уезда Виленской губернии.
Родители - крестьяне Антон Викентиевич и Мелания Ивановна Попсуевичи.
Служил священником в церкви на Смоленском кладбище г. Ленинграда. Проживал: г. Ленинград, Левашовский пр., д. 20/9, кв. 3.
Арестован 9 декабря 1937 г.
Приговорен Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 10 января 1938 г. Обвинен по статьям 58-6-9-11 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания.
Расстрелян 15 января 1938 г. Место захоронения - г. Ленинград.

Источники: Ленинградский мартиролог: 1937-1938
http://lists.memo.ru/d27/f150.htm
Метрические книги Леонпольской Свято-Троицкой церкви

Лавринович Михаил Михайлович, священник
Родился 26 декабря 1874 года в деревне Карандаши Дисненского уезда Виленской губернии.
Крещён 28 декабря того же года в Узьмёнской Свято-Николаевской церкви.
Родители - крестьяне Михаил Григорьевич и Анна Фоминична Лавриновичи.
1918-1919 - служба в армии;
1918-1919 - занимался земледелием;
17 ноября 1928 года рукоположен в сан священника.
1928-1929 - священник в церкви села Севино Великолукского округа.
1929 - проживал на хуторе Равнованки Освейского района Полоцкого округа.
Арестован за неуплату сельхозналога и 20 ноября 1929 года осуждён Освейским народным судом. Приговорён к 1 году лишения свободы. Находился в Витебской и Оршанской тюрьмах. Во время заключения было начато новое уголовное дело. На допросе свидетельствовал, что пришёл к священническому служению осознанно.
Приговорен "тройкой" 24 февраля 1930 г.
Приговор: высшая мера наказания.
Реабилитирован 26 июня 1989 г. прокуратурой Витебской области.

Источники: Белорусский "Мемориал".
http://lists.memo.ru/index12.htm
Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990).
http://www.witebsk.orthodoxy.ru/martirolog.html
Метрические книги Узмёнской Свято-Николаевской церкви

Томашевич Владимир Михайлович, протоиерей
Родился 15 июля (ст. стиля) 1911 года в д. Переслово Дисненского уезда Виленской губернии.
Крещен 20 июля (ст. стиля) того же года в Узьмёнской Свято-Николаевской церкви.
Родители - крестьяне Михаил Александрович и Елисавета Васильевна Томашевичи.
1928 год - окончил 7-летнюю Леонпольскую школу;
1938-1943 гг. - псаломщик в Узьмёнской Свято-Николаевской церкви;
1943 г. - рукоположен в сан диакона;
24.12.1943-14.10.1944 - диакон-псаломщик в Софийском соборе г. Полоцка;
14.10.1944 - рукоположен в сан священника;
1944-1946 - настоятель Троицкой церкви в с. Дубровка (Троицкое) Полоцкого района;
1946-1947 - священник в Ефросиниевском монастыре г. Полоцка;
1947-1949 - настоятель церкви с. Жуков-Борок Минской области;
1949-1951 - учеба в Минской духовной семинарии;
1951-1960 - настоятель Ильинской церкви в г. Орша;
22.11.1960-1961 - 2-й священник в Покровской церкви г. Клецк Минской области;
2.03.1961-1.08.1961 - настоятель Троицкой церкви в г. п. Ореховск Оршанского района Витебской области;
1.08.1961-1969 - настоятель Преображенской церкви в д. Смольяны Оршанского района;
1969-1970 - настоятель Покровской церкви в г. Демидов Смоленской области;
с 18.08.1970 - настоятель Троицкой церкви в г. п. Ореховск Оршанского района Витебской области;
1968 - награжден крестом с украшениями;
1980 - награжден митрой;
скончался в январе 1986 года.

Источники: Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990).
http://www.witebsk.orthodoxy.ru/martirolog.html
Метрические книги Узмёнской Свято-Николаевской церкви

Таранда-Адамович Феврония Викторовна родилась д. Бобышки Леонпольской гмины 5 июня 1928 года, крещена в Леонпольской церкви 7 июля 1928 года. Жена настоятеля Свято-Сергиевского Кафедрального собора г. Ливны Орловской области протоиерея Леонида Илькевича. Родители её - Виктор Андреевич и Ольга Романовна Таранда-Адамович.
О ней на сайте собора:
«Утро 9 декабря 2013 года принесло трагическую для прихожан Свято-Сергиевского кафедрального собора весть о преставлении ко Господу матушки Февронии Илькевич, верной спутницы протоиерея Леонида - настоятеля нашего собора на протяжении более 40 лет в трудные советские годы. На их долю выпали сложные послевоенные голодные годы, а также годы жесточайших хрущёвских гонений, когда закрывали все храмы на территории СССР, когда высшее руководство страны обещало показать по телевизору «последнего попа». Единственный на город и район открытый храм предстояло отстаивать перед лицом воинствующих безбожных властей. Тяжелое бремя молодая семья несла совместно, без ропота и возмущения. Сначала жизнь была очень тяжёлой: жили в колокольне, в плохо отапливаемом помещении, с маленькими детьми. Это доставляло немало проблем и никак не способствовало укреплению здоровья. Служение священника - это особое служение, это неоценимая помощь людям. И в этом служении матушка старалась всецело поддерживать о. Леонида, помогать ему и укреплять его. Немало искушений приходилось претерпевать молодой священнической семье. Промыслом Божиим в столь безбожное время в пещерке при храме снова стали совершаться чудеса, и мудрый пастырь Леонид нашел возможность сохранить святыню для людей: он построил над «погребом» (как называли светские власти пещерку) дом для священнослужителей нашего прихода, который стоит и поныне. Тайно привозились строительные материалы, ночью возводили, скрывая это от властей. Любовь к местным святыням выразилась и в возведении надгробной сени над могилой известного ливенского праведника 18 века - архимандрита Алексия (Щеглова, в схиме - Авраамия), бывшего настоятеля монастыря, имевшего удивительные дарования от Господа - неподдельное смирение и искреннюю любовь к людям. Это далеко не единственный пример проявления мудрости батюшки. И во всём неотступной помощницей настоятеля была его матушка. До последних дней матушка по возможности своего здоровья стремилась посещать храм Божий, нести клиросное послушание. В возрасте 85 лет Господь призвал её в вечные Свои обители».

Источники:
http://www.sobor-livny.ru/2.htm
Метрические книги Леонпольской Свято -Троицкой церкви

Фото предоставил Пётр Павлович Пирог.
В нижнем ряду справа протоиерей Владимир Томашевич, слева протоиерей Леонид Илькевич Матушка Феврония Илькевич
В нижнем ряду справа протоиерей Владимир Томашевич, слева протоиерей Леонид Илькевич Матушка Феврония Илькевич
  Многие сонмы белорусских святых и праведников воспитала Православная Церковь. Богата праведниками и земля Миорская, праведниками, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа укреплялась христианская вера и прославлялась Церковь Божия. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божиему, делами своими являя верность служению Богу, Церкви и людям. И не определить меру их трудов и подвигов в деле основания, возрастания и сохранения Церкви и православной веры. Земная жизнь многих из них завершилась трагически.
  Публикуем материалы о наших земляках, уроженцах Дисненско-Миорского края: священниках, благочестивых мирянах, посвятивших свою жизнь служению Богу и  людям.  Этими публикациями на нашем сайте мы открываем новую рубрику.  Мы искренне благодарим витеблян Михаила Пахирко и Марину Азарёнок за присланные интересные материалы и приглашаем наших читателей к сотрудничеству. Если вы имеете какие-нибудь сведения по теме нашей рубрики, присылайте по электронному адресу  galjan51@gmail.com.
Архиепископ Викторин (в миру Владимир Васильевич Беляев; 4 июля 1903, село Блошники, Дисненский уезд, Витебская губерния [ныне - Миорский район] - 16 марта 1990, Вильнюс) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Виленский и Литовский.
В 1924 году окончил Виленскую духовную семинарию, после чего служил псаломщиком в храмах городов Лида, Сморгонь и в Пречистенском кафедральном соборе Вильны.
После вступления в брак 27 апреля 1928 года архиепископом Виленским Феодосием (Феодосиевым) рукоположен во диакона, 29 апреля - во иерея к Пречистенскому кафедральному собору в Вильнюсе.
В 1931 году окончил Богословский факультет Варшавского университета.
В 1940-1945 годы служил в церкви во имя мучениц Параскевы Пятницы в Вильнюсе, в селе Олекшицы Гродненской области, в городе Гродно, затем являлся настоятелем Покровской церкви в селе Олекшицы Гродненской области.
В 1946-1953 годы служил в Покровском кафедральном соборе в Гродно.
В 1953 годы назначен в клир Всехсвятского кафедрального собора Тулы.
В 1955-1960 годы служил в Алексине Тульской области.
В 1960-1966 годы служил в Преображенском кафедральном соборе в Иванове.
В 1962 году окончил экстерном Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях свтт. Василия Великого и Григория Богослова».
С 1966 года вновь служил в Туле: был ключарём, настоятелем кафедрального собора в честь Всех святых, благочинным, секретарём правящего архиерея, членом Епархиального Совета, заведующим пенсионными делами.
С 3 февраля 1970 года - благочинный храмов Первого округа Тульской епархии.
31 мая 1973 года по пострижении в монашество определён быть епископом Пермским и Соликамским.
1 июня 1973 года пострижен в монашество с именем Викторин и возведён в сан архимандрита.
3 июня 1973 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию совершали: Патриарх Московский Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), митрополит Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков), митрополит Херсонский и Одесский Сергий (Петров), митрополит Львовский и Тернопольский Николай (Юрик), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), архиепископ Симферопольский и Крымский Леонтий (Гудимов), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев), епископ Дмитровский Владимир (Сабодан), епископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов), епископ Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков), епископ Подольский Серапион (Фадеев), епископ Зарайский Хризостом (Мартишкин).
С 3 сентября 1974 года - епископ Венский и Австрийский.
Вскоре назначение было отменено, официально по состоянию здоровья.
13 марта 1975 года назначен епископом Алексинским, викарием Тульской епархии.
В октябре 1976 года с паломнической группой Тульской епархии посетил Италию.
11 июня 1977 года назначен епископом Тульским и Белёвским.
С 19 апреля 1978 года - епископ Виленский и Литовский.
В сентябре 1980 года от Русской православной Церкви участвовал в Конференции Лютеранских Церквей Европы, проходившей в Таллине.
9 сентября 1982 года возведён в сан архиепископа.
10 апреля 1989 года Определением Священного Синода он почислен на покой по состоянию здоровья. Жил в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре.
Скончался 16 марта 1990 года. Погребён в склепе под Духовским собором монастыря.

Награды:
орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (в связи с 80-летием со дня рождения 4 июня 1983);
орден святого равноапостольного великого князя Владимира 1-й степени (в связи с 85-летием со дня рождения 4 июня 1988).

Сочинения:
«Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова» (Кандидатское сочинение).
Речь при наречении во епископа Пермского и Соликамского. // ЖМП. 1973, № 7, с. 11-13.

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD
_(%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%B2)
Епископ Палладий (в миру Пётр Александрович Шиман; 15 ноября 1939, Дисна, Витебская область - 7 октября 2000, Ижевск) - епископ Русской православной церкви, епископ Читинский и Забайкальский.
Родился 15 ноября 1939 года в городе Дисна Витебской области в семье священника.
По окончании Черневичской средней школы в 1957 году поступил в Гродненский медицинский техникум, в котором учился один курс.
В 1958 году поступает в Минскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1962 году. В 1966 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре патрологии «Учение о Церкви христианских писателей доникейского периода» и был принят в аспирантуру при Московской духовной академии.
13 мая 1966 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с наречением имени Палладий, в честь святителя Палладия, епископа Еленопольского.
22 мая митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в Ленинграде рукоположен во иеродиакона.
8 октября 1967 года в Троице-Сергиевой Лавре рукоположён во иеромонаха.
После окончания аспирантуры в 1969 году Учебным комитетом при Священном Синоде назначен на преподавательскую работу в Одесскую духовную семинарию. Читал лекции по Священной Библейской истории и Сравнительному богословию. Определением архиепископа Одесского и Херсонского Сергия (Петрова) назначен секретарём правления семинарии.
К празднику Пасхи 1971 года возведён в сан игумена.
С 30 июля 1976 года - помощник инспектора Одесской духовной семинарии.
В 1978 году возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Одесской духовной семинарии.
В 1979 году в составе группы паломников Русской Православной Церкви посетил Святой Афон.
В 1980 году участвовал в работе проходившей в Финляндии X Ассамблеи «Синдесмоса».
В 1985 году в Польше и в Болгарии выступал с докладами на международных конференциях, посвященных 1100-летию со дня блаженной кончины святителя Мефодия, просветителя славян.
8 февраля 1987 года во Владимирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии. Хиротонию совершили митрополиты Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), Одесский и Херсонский Сергий (Петров), Львовский и Тернопольский Никодим (Руснак); архиепископы Симферопольский и Крымский Леонтий (Гудимов), Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик), Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий (Свистун), Винницкий и Брацлавский Агафангел (Саввин); епископы Волынский и Ровенский Варлаам (Ильющенко), Кировоградский и Николаевский Севастиан (Пилипчук), Черновицкий и Буковинский Антоний (Москаленко).

Служение на Ижевской епархии
30 ноября 1988 года назначен епископом восстановленной Ижевской и Удмуртской епархии.
Хотя уполномоченный совета по делам религии по УАССР М. П. Понамарёв противился назначению в Ижевск Архиерея, заявив, что в Удмуртии не нужны «шибко умные архиереи», 2 января 1989 года епископ Палладий прибыл в Ижевск и взялся за восстановление епархии.
Несмотря на сильное противодействие со стороны уполномоченного Епископу Палладию удалось ввести колокольный звон во всех приходах Ижевской епархии. Священники стали выезжать за пределы храма: на кладбище для панихид и на дом к верующим.
Активно выезжал для совершения богослужения на приходы, число которых за время его управления епархией увеличилось втрое. Требовал неустанной проповеднической деятельности от священников.
В 1992-1993 годах оказался вовлечён в скандал, связанный с выкупом государственной собственности. В июле 1992 года государство разрешило епархии выкупить оздоровительный комплекс Минсельхозмаша в Одинцовском районе Московской области (4 корпуса на 17 гектарах земли) по остаточной стоимости. Для управления этой собственностью было создано ТОО «Палладион», учредителями которого стали епархия и несколько частных фирм. В ноябре 1992 года епископ от лица епархии отказался от своей доли в ТОО в пользу других учредителей. Госкомимущество, узнав об этом, добилось от президента России отмены распоряжения о передаче имущества.
По постановлению Священного Синода от 23 февраля 1993 года архиепископы Калужский и Боровский Климент и Тамбовский и Мичуринский Евгений проводили ревизию Ижевского епархиального управления. 22 марта 1993 года по результатам ревизии епископ Палладий освобождён от управления Ижевской епархией и отправлен за штат. 19 июля 1993 года, после объяснений епископа Палладия на заседании Священного Синода, решение о выводе за штат было оставлено в силе.

Служение на Читинской епархии
21 апреля 1994 года определён быть епископ возрождённой Читинской и Забайкальской епрахии.
Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. Епископа Палладия волновало появление в Забайкалье после падения Советского Союза деструктивных сект.

На покое
11 октября 1996 года на заседании Священного Синода освобождён от управления Читинской епархией с увольнением на покой.
Проживал на своей квартире в городе Ижевске.
Скончался 7 октября 2000 года. Похоронен на территории кафедрального собора святого благоверного великого князя Александра Невского.

Награды:
орден преподобного Сергия Радонежского I степени (декабре 1989; к 50-летию со дня рождения);
орден святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степени;
орден Преподобного Сергия Радонежского II и III степени;
орден святого апостола Марка II и III степени (Александрийская православная Церковь);
награды Антиохийской и Болгарской Православных Церквей, Патриаршая и архипастырские грамоты.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%
B9_(%D0%A8%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
Архиепископ Викторин (Беляев) Надгробная таблица архиепископа Викторина (Беляева)
Архиепископ Викторин (Беляев) Надгробная таблица архиепископа Викторина (Беляева)
Епископ Палладий (Шиман) Могила епископа Палладия в Александро-Невском соборе Ижевска
Епископ Палладий (Шиман) Могила епископа Палладия в Александро-Невском соборе Ижевска
Монахиня Маргарита (Метла)
Хочется рассказать об истории моего знакомства с жизнью монахини Маргариты (Метлы), ещё одной нашей землячки, рожденной на Дисненщине, а закончившей свою жизнь в Ростове Великом.
Началось всё с обычной паломнической поездки в село Годеново к Животворящему Кресту Господню. Сама я в поездку не ехала, меня попросили помочь найти жильё для ночёвки. Так, блуждая в просторах интернета, я наткнулась на сайт Троице-Сергиева Варницкого монастыря, где и удалось организовать ночлег.

История этой обители (http://varnicy.ru/istoriya-s-xv-veka-do-zakrytiya-v-sovetskoe-vremya/) не могла меня оставить равнодушной, так как именно в этот монастырь было эвакуировано Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище в сентябре 1915 года. Потянулась ниточка с родной земли на землю Ростовскую. Это не могло быть случайностью. Куда-то эта ниточка должна была привести!

Следующим был Богоявленский Авраамиев женский монастырь города Ростова Великого (современное название), куда в том же 1915 году были эвакуированы сёстры Спасо-Евфросиниевского монастыря, сопровождавшие мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (http://yareparhia.ru/%D1%8F%D1%80%D0%
BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%BF%D0%B0%
D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%
80%D0%B8/%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B5%D0%B2-%D0%B6%
D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/). Из 260 эвакуированных из Полоцка сестёр к 1929 году в Ростове осталось только четыре, а затем одна - монахиня Маргарита, историю жизни которой по крупицам, но с очень большой любовью, собрали нынешние насельницы Полоцкой обители.

Вот эта история - http://spas-monastery.by/memory_book/persons/5898/

                                                                                            Марина Азарёнок, г.Витебск

В канун праздника Успения Божией Матери в 2015 году в 18.00 на 69-м году жизни в городской больнице города Полоцка от обширного инсульта преставилась ко Господу раба Божия послушница Зинаида Калыбалова, удивительная женщина, которая своим постоянством в простоте, трудолюбии, любви к преподобной Евфросинии и монастырю снискала уважение и любовь всех сестер Полоцкой обители.

Родилась послушница Зинаида в деревне Кульгаи Дисненского района 20 января 1947 года, крещена была в детстве, окончила начальную среднюю школу. В 20 лет вышла замуж и родила троих детей. Позже овдовела. Трудилась уборщицей на Литейно-механическом заводе и на «Полимире». С самого начала возрождения Спасо-Евфросиниевского монастыря в 1990 году Зинаида трудилась при монастыре, совмещая этот труд с работой уборщицы на заводе. Всем прихожанам и паломникам она знакома как «матушка Зинаида», которую всегда можно было найти в древнем Спасо-Преображенском храме или в Кресто-Воздвиженском соборе у раки с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой.

Очень тесная духовная связь у послушницы Зинаиды сложилась с небесной покровительницей обители преподобной Евфросинией Полоцкой. Особое вдохновение и утешение Зинаида черпала для себя, находясь у мощей преподобной, ей было очень дорого все, что связано со святой - созданный ею храм, Крест, бесценное духовное сокровище обители - ее нетленные мощи. Приходящим людям, которые обращались к ней с вопросами, изливали свои скорби, она говорила: «Малитесь Прападобнай, яна паможыць». Она говорила также о важности покаяния и о том, что всем нам придется давать ответ у престола Божия за все свои дела, слова и поступки. Послушница Зинаида была частью Полоцкой обители, для всех сестер дорогим и близким человеком.

Продолжительное время, около 25 лет, до последнего своего дня сестра Зинаида несла бессменное служение в древней Спасо-Преображенской церкви: каждый день дежурила, убирала в храме; когда в будние дни незапланированно выносили Крест преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасский храм, она старалась всем сообщить об этом, чтобы как можно больше людей приложились к святыне. Во все времена года, несмотря на то, что зимой столбик термометра не поднимался выше 10° С, она всегда находилась при храме. Она исполняла свое послушание с особой ревностью: 17 августа этого года сестра Зинаида сломала ключицу, но превозмогая боль, продолжала нести свое служение, одной рукой, убирая в церкви.

27 августа после Всенощного бдения в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе была отслужена заупокойная лития. 28 августа в праздник Успения Божией Матери после поздней Божественной Литургии собором духовенства была отслужена первая панихида.

Отпевание состоялось в субботу в Кресто-Воздвиженском соборе. Послушница Зинаида была похоронена на монастырском кладбище, записана в монастырский синодик, а значит, всегда о ней будут возноситься к Богу молитвы клириков и сестер обители преподобной Евфросинии.

Вечная память рабе Божией послушнице Зинаиде!

По материалам сайта Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря
http://spas-monastery.by/events/news/7469/
В простоте, трудолюбии и молитве
Есть в Церкви люди, которые не проводят дни и ночи в томительных раздумьях о том, как, например, соотнести человеческую свободу и промысл Божий, не мучают они себя и вопросами биоэтики как прогресса биологической науки и медицинского знания, острые богословские дискуссии не входят в сферу их «интересов». Однако они очень тонко чувствуют духовный мир святых. Они сумели в своей жизни отделить главное от второстепенного, научились не тратить свое время на вещи, которые кроме рассудочного знания ничего не дают уму и душе. Они обрели путь жизни и пошли этим путем не оглядываясь назад и не смотря по сторонам. Им не важно, что скажут и подумают о них другие, как объяснят для себя их несколько нестандартное поведение. Они живут среди нас и своим присутствием помогают нам не забывать, что мы здесь странники и что главное в жизни - не комфорт и удобства, а жизнь души.