Судьбы православного духовенства и мирян Миорщины

                                                              Праведники вовеки живут, и в Господе - награда их, и попечение о них - у Вышнего
(Прем.5: 15).
Попсуевич Фома Антонович, священник
Родился 1 октября 1885 году в местечке Леонполь Дисненского уезда Виленской губернии, 6 октября крещен в Леонпольской церкви.
Родители - крестьяне Антон Викентиевич и Мелания Ивановна Попсуевичи.
Служил священником в церкви на Смоленском кладбище г. Ленинграда. Проживал: г. Ленинград, Левашовский пр., д. 20/9, кв. 3.
Арестован 9 декабря 1937 г.
Приговорен Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 10 января 1938 г. Обвинен по статьям 58-6-9-11 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания.
Расстрелян 15 января 1938 г. Место захоронения - г. Ленинград.

Источники: Ленинградский мартиролог: 1937-1938
http://lists.memo.ru/d27/f150.htm
Метрические книги Леонпольской Свято-Троицкой церкви

Лавринович Михаил Михайлович, священник
Родился 26 декабря 1874 года в деревне Карандаши Дисненского уезда Виленской губернии.
Крещён 28 декабря того же года в Узьмёнской Свято-Николаевской церкви.
Родители - крестьяне Михаил Григорьевич и Анна Фоминична Лавриновичи.
1918-1919 - служба в армии;
1918-1919 - занимался земледелием;
17 ноября 1928 года рукоположен в сан священника.
1928-1929 - священник в церкви села Севино Великолукского округа.
1929 - проживал на хуторе Равнованки Освейского района Полоцкого округа.
Арестован за неуплату сельхозналога и 20 ноября 1929 года осуждён Освейским народным судом. Приговорён к 1 году лишения свободы. Находился в Витебской и Оршанской тюрьмах. Во время заключения было начато новое уголовное дело. На допросе свидетельствовал, что пришёл к священническому служению осознанно.
Приговорен "тройкой" 24 февраля 1930 г.
Приговор: высшая мера наказания.
Реабилитирован 26 июня 1989 г. прокуратурой Витебской области.

Источники: Белорусский "Мемориал".
http://lists.memo.ru/index12.htm
Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990).
http://www.witebsk.orthodoxy.ru/martirolog.html
Метрические книги Узмёнской Свято-Николаевской церкви

Томашевич Владимир Михайлович, протоиерей
Родился 15 июля (ст. стиля) 1911 года в д. Переслово Дисненского уезда Виленской губернии.
Крещен 20 июля (ст. стиля) того же года в Узьмёнской Свято-Николаевской церкви.
Родители - крестьяне Михаил Александрович и Елисавета Васильевна Томашевичи.
1928 год - окончил 7-летнюю Леонпольскую школу;
1938-1943 гг. - псаломщик в Узьмёнской Свято-Николаевской церкви;
1943 г. - рукоположен в сан диакона;
24.12.1943-14.10.1944 - диакон-псаломщик в Софийском соборе г. Полоцка;
14.10.1944 - рукоположен в сан священника;
1944-1946 - настоятель Троицкой церкви в с. Дубровка (Троицкое) Полоцкого района;
1946-1947 - священник в Ефросиниевском монастыре г. Полоцка;
1947-1949 - настоятель церкви с. Жуков-Борок Минской области;
1949-1951 - учеба в Минской духовной семинарии;
1951-1960 - настоятель Ильинской церкви в г. Орша;
22.11.1960-1961 - 2-й священник в Покровской церкви г. Клецк Минской области;
2.03.1961-1.08.1961 - настоятель Троицкой церкви в г. п. Ореховск Оршанского района Витебской области;
1.08.1961-1969 - настоятель Преображенской церкви в д. Смольяны Оршанского района;
1969-1970 - настоятель Покровской церкви в г. Демидов Смоленской области;
с 18.08.1970 - настоятель Троицкой церкви в г. п. Ореховск Оршанского района Витебской области;
1968 - награжден крестом с украшениями;
1980 - награжден митрой;
скончался в январе 1986 года.

Источники: Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990).
http://www.witebsk.orthodoxy.ru/martirolog.html
Метрические книги Узмёнской Свято-Николаевской церкви

Таранда-Адамович Феврония Викторовна родилась д. Бобышки Леонпольской гмины 5 июня 1928 года, крещена в Леонпольской церкви 7 июля 1928 года. Жена настоятеля Свято-Сергиевского Кафедрального собора г. Ливны Орловской области протоиерея Леонида Илькевича. Родители её - Виктор Андреевич и Ольга Романовна Таранда-Адамович.
О ней на сайте собора:
«Утро 9 декабря 2013 года принесло трагическую для прихожан Свято-Сергиевского кафедрального собора весть о преставлении ко Господу матушки Февронии Илькевич, верной спутницы протоиерея Леонида - настоятеля нашего собора на протяжении более 40 лет в трудные советские годы. На их долю выпали сложные послевоенные голодные годы, а также годы жесточайших хрущёвских гонений, когда закрывали все храмы на территории СССР, когда высшее руководство страны обещало показать по телевизору «последнего попа». Единственный на город и район открытый храм предстояло отстаивать перед лицом воинствующих безбожных властей. Тяжелое бремя молодая семья несла совместно, без ропота и возмущения. Сначала жизнь была очень тяжёлой: жили в колокольне, в плохо отапливаемом помещении, с маленькими детьми. Это доставляло немало проблем и никак не способствовало укреплению здоровья. Служение священника - это особое служение, это неоценимая помощь людям. И в этом служении матушка старалась всецело поддерживать о. Леонида, помогать ему и укреплять его. Немало искушений приходилось претерпевать молодой священнической семье. Промыслом Божиим в столь безбожное время в пещерке при храме снова стали совершаться чудеса, и мудрый пастырь Леонид нашел возможность сохранить святыню для людей: он построил над «погребом» (как называли светские власти пещерку) дом для священнослужителей нашего прихода, который стоит и поныне. Тайно привозились строительные материалы, ночью возводили, скрывая это от властей. Любовь к местным святыням выразилась и в возведении надгробной сени над могилой известного ливенского праведника 18 века - архимандрита Алексия (Щеглова, в схиме - Авраамия), бывшего настоятеля монастыря, имевшего удивительные дарования от Господа - неподдельное смирение и искреннюю любовь к людям. Это далеко не единственный пример проявления мудрости батюшки. И во всём неотступной помощницей настоятеля была его матушка. До последних дней матушка по возможности своего здоровья стремилась посещать храм Божий, нести клиросное послушание. В возрасте 85 лет Господь призвал её в вечные Свои обители».

Источники:
http://www.sobor-livny.ru/2.htm
Метрические книги Леонпольской Свято -Троицкой церкви

Фото предоставил Пётр Павлович Пирог.
В нижнем ряду справа протоиерей Владимир Томашевич, слева протоиерей Леонид Илькевич Матушка Феврония Илькевич
В нижнем ряду справа протоиерей Владимир Томашевич, слева протоиерей Леонид Илькевич Матушка Феврония Илькевич
  Многие сонмы белорусских святых и праведников воспитала Православная Церковь. Богата праведниками и земля Миорская, праведниками, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа укреплялась христианская вера и прославлялась Церковь Божия. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божиему, делами своими являя верность служению Богу, Церкви и людям. И не определить меру их трудов и подвигов в деле основания, возрастания и сохранения Церкви и православной веры. Земная жизнь многих из них завершилась трагически.
  Публикуем материалы о наших земляках, уроженцах Дисненско-Миорского края: священниках, благочестивых мирянах, посвятивших свою жизнь служению Богу и  людям.  Этими публикациями на нашем сайте мы открываем новую рубрику.  Мы искренне благодарим витеблян Михаила Пахирко и Марину Азарёнок за присланные интересные материалы и приглашаем наших читателей к сотрудничеству. Если вы имеете какие-нибудь сведения по теме нашей рубрики, присылайте по электронному адресу  galjan51@gmail.com.
Архиепископ Викторин (в миру Владимир Васильевич Беляев; 4 июля 1903, село Блошники, Дисненский уезд, Витебская губерния [ныне - Миорский район] - 16 марта 1990, Вильнюс) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Виленский и Литовский.
В 1924 году окончил Виленскую духовную семинарию, после чего служил псаломщиком в храмах городов Лида, Сморгонь и в Пречистенском кафедральном соборе Вильны.
После вступления в брак 27 апреля 1928 года архиепископом Виленским Феодосием (Феодосиевым) рукоположен во диакона, 29 апреля - во иерея к Пречистенскому кафедральному собору в Вильнюсе.
В 1931 году окончил Богословский факультет Варшавского университета.
В 1940-1945 годы служил в церкви во имя мучениц Параскевы Пятницы в Вильнюсе, в селе Олекшицы Гродненской области, в городе Гродно, затем являлся настоятелем Покровской церкви в селе Олекшицы Гродненской области.
В 1946-1953 годы служил в Покровском кафедральном соборе в Гродно.
В 1953 годы назначен в клир Всехсвятского кафедрального собора Тулы.
В 1955-1960 годы служил в Алексине Тульской области.
В 1960-1966 годы служил в Преображенском кафедральном соборе в Иванове.
В 1962 году окончил экстерном Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях свтт. Василия Великого и Григория Богослова».
С 1966 года вновь служил в Туле: был ключарём, настоятелем кафедрального собора в честь Всех святых, благочинным, секретарём правящего архиерея, членом Епархиального Совета, заведующим пенсионными делами.
С 3 февраля 1970 года - благочинный храмов Первого округа Тульской епархии.
31 мая 1973 года по пострижении в монашество определён быть епископом Пермским и Соликамским.
1 июня 1973 года пострижен в монашество с именем Викторин и возведён в сан архимандрита.
3 июня 1973 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию совершали: Патриарх Московский Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), митрополит Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков), митрополит Херсонский и Одесский Сергий (Петров), митрополит Львовский и Тернопольский Николай (Юрик), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), архиепископ Симферопольский и Крымский Леонтий (Гудимов), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев), епископ Дмитровский Владимир (Сабодан), епископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов), епископ Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков), епископ Подольский Серапион (Фадеев), епископ Зарайский Хризостом (Мартишкин).
С 3 сентября 1974 года - епископ Венский и Австрийский.
Вскоре назначение было отменено, официально по состоянию здоровья.
13 марта 1975 года назначен епископом Алексинским, викарием Тульской епархии.
В октябре 1976 года с паломнической группой Тульской епархии посетил Италию.
11 июня 1977 года назначен епископом Тульским и Белёвским.
С 19 апреля 1978 года - епископ Виленский и Литовский.
В сентябре 1980 года от Русской православной Церкви участвовал в Конференции Лютеранских Церквей Европы, проходившей в Таллине.
9 сентября 1982 года возведён в сан архиепископа.
10 апреля 1989 года Определением Священного Синода он почислен на покой по состоянию здоровья. Жил в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре.
Скончался 16 марта 1990 года. Погребён в склепе под Духовским собором монастыря.

Награды:
орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (в связи с 80-летием со дня рождения 4 июня 1983);
орден святого равноапостольного великого князя Владимира 1-й степени (в связи с 85-летием со дня рождения 4 июня 1988).

Сочинения:
«Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова» (Кандидатское сочинение).
Речь при наречении во епископа Пермского и Соликамского. // ЖМП. 1973, № 7, с. 11-13.

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD
_(%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%B2)
Епископ Палладий (в миру Пётр Александрович Шиман; 15 ноября 1939, Дисна, Витебская область - 7 октября 2000, Ижевск) - епископ Русской православной церкви, епископ Читинский и Забайкальский.
Родился 15 ноября 1939 года в городе Дисна Витебской области в семье священника.
По окончании Черневичской средней школы в 1957 году поступил в Гродненский медицинский техникум, в котором учился один курс.
В 1958 году поступает в Минскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1962 году. В 1966 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре патрологии «Учение о Церкви христианских писателей доникейского периода» и был принят в аспирантуру при Московской духовной академии.
13 мая 1966 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с наречением имени Палладий, в честь святителя Палладия, епископа Еленопольского.
22 мая митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в Ленинграде рукоположен во иеродиакона.
8 октября 1967 года в Троице-Сергиевой Лавре рукоположён во иеромонаха.
После окончания аспирантуры в 1969 году Учебным комитетом при Священном Синоде назначен на преподавательскую работу в Одесскую духовную семинарию. Читал лекции по Священной Библейской истории и Сравнительному богословию. Определением архиепископа Одесского и Херсонского Сергия (Петрова) назначен секретарём правления семинарии.
К празднику Пасхи 1971 года возведён в сан игумена.
С 30 июля 1976 года - помощник инспектора Одесской духовной семинарии.
В 1978 году возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Одесской духовной семинарии.
В 1979 году в составе группы паломников Русской Православной Церкви посетил Святой Афон.
В 1980 году участвовал в работе проходившей в Финляндии X Ассамблеи «Синдесмоса».
В 1985 году в Польше и в Болгарии выступал с докладами на международных конференциях, посвященных 1100-летию со дня блаженной кончины святителя Мефодия, просветителя славян.
8 февраля 1987 года во Владимирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии. Хиротонию совершили митрополиты Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), Одесский и Херсонский Сергий (Петров), Львовский и Тернопольский Никодим (Руснак); архиепископы Симферопольский и Крымский Леонтий (Гудимов), Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик), Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий (Свистун), Винницкий и Брацлавский Агафангел (Саввин); епископы Волынский и Ровенский Варлаам (Ильющенко), Кировоградский и Николаевский Севастиан (Пилипчук), Черновицкий и Буковинский Антоний (Москаленко).

Служение на Ижевской епархии
30 ноября 1988 года назначен епископом восстановленной Ижевской и Удмуртской епархии.
Хотя уполномоченный совета по делам религии по УАССР М. П. Понамарёв противился назначению в Ижевск Архиерея, заявив, что в Удмуртии не нужны «шибко умные архиереи», 2 января 1989 года епископ Палладий прибыл в Ижевск и взялся за восстановление епархии.
Несмотря на сильное противодействие со стороны уполномоченного Епископу Палладию удалось ввести колокольный звон во всех приходах Ижевской епархии. Священники стали выезжать за пределы храма: на кладбище для панихид и на дом к верующим.
Активно выезжал для совершения богослужения на приходы, число которых за время его управления епархией увеличилось втрое. Требовал неустанной проповеднической деятельности от священников.
В 1992-1993 годах оказался вовлечён в скандал, связанный с выкупом государственной собственности. В июле 1992 года государство разрешило епархии выкупить оздоровительный комплекс Минсельхозмаша в Одинцовском районе Московской области (4 корпуса на 17 гектарах земли) по остаточной стоимости. Для управления этой собственностью было создано ТОО «Палладион», учредителями которого стали епархия и несколько частных фирм. В ноябре 1992 года епископ от лица епархии отказался от своей доли в ТОО в пользу других учредителей. Госкомимущество, узнав об этом, добилось от президента России отмены распоряжения о передаче имущества.
По постановлению Священного Синода от 23 февраля 1993 года архиепископы Калужский и Боровский Климент и Тамбовский и Мичуринский Евгений проводили ревизию Ижевского епархиального управления. 22 марта 1993 года по результатам ревизии епископ Палладий освобождён от управления Ижевской епархией и отправлен за штат. 19 июля 1993 года, после объяснений епископа Палладия на заседании Священного Синода, решение о выводе за штат было оставлено в силе.

Служение на Читинской епархии
21 апреля 1994 года определён быть епископ возрождённой Читинской и Забайкальской епрахии.
Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. Епископа Палладия волновало появление в Забайкалье после падения Советского Союза деструктивных сект.

На покое
11 октября 1996 года на заседании Священного Синода освобождён от управления Читинской епархией с увольнением на покой.
Проживал на своей квартире в городе Ижевске.
Скончался 7 октября 2000 года. Похоронен на территории кафедрального собора святого благоверного великого князя Александра Невского.

Награды:
орден преподобного Сергия Радонежского I степени (декабре 1989; к 50-летию со дня рождения);
орден святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степени;
орден Преподобного Сергия Радонежского II и III степени;
орден святого апостола Марка II и III степени (Александрийская православная Церковь);
награды Антиохийской и Болгарской Православных Церквей, Патриаршая и архипастырские грамоты.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%
B9_(%D0%A8%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
Архиепископ Викторин (Беляев) Надгробная таблица архиепископа Викторина (Беляева)
Архиепископ Викторин (Беляев) Надгробная таблица архиепископа Викторина (Беляева)
Епископ Палладий (Шиман) Могила епископа Палладия в Александро-Невском соборе Ижевска
Епископ Палладий (Шиман) Могила епископа Палладия в Александро-Невском соборе Ижевска
Монахиня Маргарита (Метла)
Хочется рассказать об истории моего знакомства с жизнью монахини Маргариты (Метлы), ещё одной нашей землячки, рожденной на Дисненщине, а закончившей свою жизнь в Ростове Великом.
Началось всё с обычной паломнической поездки в село Годеново к Животворящему Кресту Господню. Сама я в поездку не ехала, меня попросили помочь найти жильё для ночёвки. Так, блуждая в просторах интернета, я наткнулась на сайт Троице-Сергиева Варницкого монастыря, где и удалось организовать ночлег.

История этой обители (http://varnicy.ru/istoriya-s-xv-veka-do-zakrytiya-v-sovetskoe-vremya/) не могла меня оставить равнодушной, так как именно в этот монастырь было эвакуировано Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище в сентябре 1915 года. Потянулась ниточка с родной земли на землю Ростовскую. Это не могло быть случайностью. Куда-то эта ниточка должна была привести!

Следующим был Богоявленский Авраамиев женский монастырь города Ростова Великого (современное название), куда в том же 1915 году были эвакуированы сёстры Спасо-Евфросиниевского монастыря, сопровождавшие мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (http://yareparhia.ru/%D1%8F%D1%80%D0%
BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%BF%D0%B0%
D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%
80%D0%B8/%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B5%D0%B2-%D0%B6%
D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/). Из 260 эвакуированных из Полоцка сестёр к 1929 году в Ростове осталось только четыре, а затем одна - монахиня Маргарита, историю жизни которой по крупицам, но с очень большой любовью, собрали нынешние насельницы Полоцкой обители.

Вот эта история - http://spas-monastery.by/memory_book/persons/5898/

                                                                                            Марина Азарёнок, г.Витебск

В канун праздника Успения Божией Матери в 2015 году в 18.00 на 69-м году жизни в городской больнице города Полоцка от обширного инсульта преставилась ко Господу раба Божия послушница Зинаида Калыбалова, удивительная женщина, которая своим постоянством в простоте, трудолюбии, любви к преподобной Евфросинии и монастырю снискала уважение и любовь всех сестер Полоцкой обители.

Родилась послушница Зинаида в деревне Кульгаи Дисненского района 20 января 1947 года, крещена была в детстве, окончила начальную среднюю школу. В 20 лет вышла замуж и родила троих детей. Позже овдовела. Трудилась уборщицей на Литейно-механическом заводе и на «Полимире». С самого начала возрождения Спасо-Евфросиниевского монастыря в 1990 году Зинаида трудилась при монастыре, совмещая этот труд с работой уборщицы на заводе. Всем прихожанам и паломникам она знакома как «матушка Зинаида», которую всегда можно было найти в древнем Спасо-Преображенском храме или в Кресто-Воздвиженском соборе у раки с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой.

Очень тесная духовная связь у послушницы Зинаиды сложилась с небесной покровительницей обители преподобной Евфросинией Полоцкой. Особое вдохновение и утешение Зинаида черпала для себя, находясь у мощей преподобной, ей было очень дорого все, что связано со святой - созданный ею храм, Крест, бесценное духовное сокровище обители - ее нетленные мощи. Приходящим людям, которые обращались к ней с вопросами, изливали свои скорби, она говорила: «Малитесь Прападобнай, яна паможыць». Она говорила также о важности покаяния и о том, что всем нам придется давать ответ у престола Божия за все свои дела, слова и поступки. Послушница Зинаида была частью Полоцкой обители, для всех сестер дорогим и близким человеком.

Продолжительное время, около 25 лет, до последнего своего дня сестра Зинаида несла бессменное служение в древней Спасо-Преображенской церкви: каждый день дежурила, убирала в храме; когда в будние дни незапланированно выносили Крест преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасский храм, она старалась всем сообщить об этом, чтобы как можно больше людей приложились к святыне. Во все времена года, несмотря на то, что зимой столбик термометра не поднимался выше 10° С, она всегда находилась при храме. Она исполняла свое послушание с особой ревностью: 17 августа этого года сестра Зинаида сломала ключицу, но превозмогая боль, продолжала нести свое служение, одной рукой, убирая в церкви.

27 августа после Всенощного бдения в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе была отслужена заупокойная лития. 28 августа в праздник Успения Божией Матери после поздней Божественной Литургии собором духовенства была отслужена первая панихида.

Отпевание состоялось в субботу в Кресто-Воздвиженском соборе. Послушница Зинаида была похоронена на монастырском кладбище, записана в монастырский синодик, а значит, всегда о ней будут возноситься к Богу молитвы клириков и сестер обители преподобной Евфросинии.

Вечная память рабе Божией послушнице Зинаиде!

По материалам сайта Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря
http://spas-monastery.by/events/news/7469/
В простоте, трудолюбии и молитве
Есть в Церкви люди, которые не проводят дни и ночи в томительных раздумьях о том, как, например, соотнести человеческую свободу и промысл Божий, не мучают они себя и вопросами биоэтики как прогресса биологической науки и медицинского знания, острые богословские дискуссии не входят в сферу их «интересов». Однако они очень тонко чувствуют духовный мир святых. Они сумели в своей жизни отделить главное от второстепенного, научились не тратить свое время на вещи, которые кроме рассудочного знания ничего не дают уму и душе. Они обрели путь жизни и пошли этим путем не оглядываясь назад и не смотря по сторонам. Им не важно, что скажут и подумают о них другие, как объяснят для себя их несколько нестандартное поведение. Они живут среди нас и своим присутствием помогают нам не забывать, что мы здесь странники и что главное в жизни - не комфорт и удобства, а жизнь души.
   Анна Григорьевна Сковородко (Томашевич)

  Анна Григорьевна Сковородко (в девичестве Томашевич) родилась в августе 1926 года. Её детские годы  прошли в живописном уголке Миорщины  - в д. Лысогорка. Муж Анны Григорьевны также уроженец  Миорского района (д. Канахи). У супругов трое детей. Поначалу молодая семья жила у родителей Анны Григорьевны в д. Лысогорка Долгиновского сельсовета. В то время они были прихожанами Леонпольской церкви. Этот храм для Анны Григорьевны стал первой ступенькой в её духовном возрастании и становлении.
  В 1963 году Анна Григорьевна со своей семьёй переехала в Миоры. Там построили свой дом. В то время в Миорах  не было церкви, и миорчане посещали богослужения в Чересском Свято-Николаевском храме.
  Молитвенный строй семьи жил в душе Анны Григорьевны, и в дальнейшей своей жизни, где бы ни жила Анна Григорьевна, она не мыслила своей жизни  без церкви, живя с Богом в душе. И посещая Свято-Николаевский храм, Анна Григорьевна включилась в духовную жизнь этого храма и в нём в течение десяти лет пела в церковном хоре.
  В январе 1969 года в возрасте 86 лет умер отец Анны Григорьевны - Томашевич Григорий Иванович. Похоронили его на кладбище в д. Узмёны.
  Спустя четыре года семья Анны Григорьевны вместе с овдовевшей её матерью пререезжает жить в Латвию. В Риге  Анна Григорьевна устроилась работать на ткацкую фабрику. Являясь прихожанкой   Рижской церкви по ул. Виенибас гатве, она несла послушание на клиросе. В Риге семья Анны Григорьевны подружилась с семьёй земляка Лакотко Михаила и его женой Марией. Михаил родом из д.Долгиново Миорского р-на.
  Находясь вдали от родных мест, Анна Григорьевна не порывала связей со своей малой родиной. Каждый год семья приезжала в дорогие сердцу родные места к её родной сестре - Глафире Григорьевне. Сёстры были очень дружны. Глафира Григорьевна  в своё время часто бывала в Латвии. Они вместе с Анной  Григорьевной совершали паломнические поездки в монастыри и храмы Латвии, посещали святые места Риги и её окрестностей. Сёстры были близки не только по кровному родству. Их незримой связью связывало  родство духовное. Оно, как ручей чистой воды, который течёт через времена и пространства...
  8 августа 1978 года в возрасте 88 лет умерла мать Анны Григорьевны - Томашевич Фёкла Григорьевна. Её похоронили на Рижском кладбище.
  Через год после смерти матери семья Анны Григорьевны переезжает из Риги в Юрмалу в район  Меллужи. В  церкви Дубулты Юрмалы она служит псаломщицей.
  В 1999 году семью Анны Григорьевны постигло ещё одно горе - умер её муж Иван Сафронович Сковородко. Ему было 82 года. Похоронили его на кладбище в Юрмале. Анна Григорьевна с дочерью Инной жила в Юрмале,  дочь Алла  - в Риге. Дочь Инны (внучка Анны Григорьевны) Светлана переехала жить в Исландию, а через некоторое время туда же переехали Алла и Инна. В Исландии Инна тяжело заболела  и 13 января 2016 года в 55 лет умерла.  Похоронена в далёкой от родных мест Исландии.
  Сын Иван в непростые 90-ые годы вместе с семьёй  из Риги возвратился на родину. В 1994 году он построил дом в Миорах, где проживает и по настоящее время.
  Анна Григорьевна прожила после смерти своего мужа 8 лет.  4 октября 2007 года  на 82-ом году жизни она умерла.   Её похоронили на кладбище в  г.Рига рядом с её матерью.
  Анна Григорьевна Сковородко была из числа тех людей, для которых жизнь и вера слились воедино, для которых "христианство не традиция, не школа быть хорошим человеком, а пусть даже только попытка общения с Богом..."

В основу статьи легли сведения, полученные от племянницы Анны Григорьевны - Завадской Людмилы Антоновны. Фото  из семейного альбома Людмилы Антоновны.
Анна Григорьевна с мужем Иваном Сафроновичем Сковородко Глафира Григорьевна  в гостях у сестры,  г. Юрмала Анна Григорьевна с сестрой Глафирой Григорьевной в молодости
Анна Григорьевна с мужем Иваном Сафроновичем Сковородко Глафира Григорьевна в гостях у сестры, г. Юрмала Анна Григорьевна с сестрой Глафирой Григорьевной в молодости
 Анна Григорьевна с сестрой Глафирой Григорьевной, г. Миоры  Анна Григорьевна Сковородко, г. Юрмала
Анна Григорьевна с сестрой Глафирой Григорьевной, г. Миоры Анна Григорьевна Сковородко, г. Юрмала
Амвросий, епископ Тракайский, викарий Виленской епархии (Федукович Артур Степанович)
Дата рождения:
17 июня 1977 г.

Дата хиротонии:
23 августа 2020 г.

Дата пострига:
11 апреля 2009 г.

Страна:
Литва
Биография:
Родился 17 июня 1977 г. в г. Миоры Витебской области в семье врачей. Крещен с именем Арчил в честь грузинского царя-мученика Арчила II в храме святителя Николая Чудотворца г. Вильнюса (Виленская епархия).
В 1995 г. окончил вильнюсскую среднюю школу 8 и поступил на экономический факультет Вильнюсского университета, который окончил в 1999 г. со степенью бакалавра по специальности «Социальная экономика». В 2001 г. окончил магистратуру в Вильнюсском университете по программе «Международная торговля», получил степень магистра администрирования менеджмента и предпринимательства.

В 1998-99 гг. работал экономистом в издательстве журнала, посвященного частной охране. В 1999-2001 гг. - инспектор центрального аппарата Налоговой полиции Литвы, в отделе по борьбе с легализацией средств, добытых незаконным путем.

В 2005 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

В 2006 г. окончил очное отделение Московской духовной семинарии. В годы обучения в семинарии в 2001-2005 гг. исполнял послушание писаря старшего помощника проректора по воспитательной работе МДАиС, в 2002-2005 гг. - уставщик и певчий знаменного хора, участник миссионерского и тюремного отделов МДАиС.

15 апреля 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры наместником обители епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в иночество с именем Арчил.

12 ноября 2006 г. в Успенском соборе лавры епископом Феогностом рукоположен в сан иеродиакона.

11 апреля 2009 г. в Троицком соборе лавры епископом Феогностом пострижен в мантию с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.

8 октября 2009 г. в Успенском соборе лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположен в сан иеромонаха.

В 2005-2008 гг. исполнял послушание помощника казначея, руководителя Духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 2008-2009 гг. - помощник эконома, руководитель службы пожарной и технической безопасности лавры. В 2009-2011 гг. - казначей лавры.

В 2011 г. окончил богословский факультет Московской духовной академии.

С 2012 г. исполнял общие монастырские послушания (исповедь, молебны, седмичное служение, краткосрочные и долгосрочные командировки). В 2013 г. трудился в Паломническом центре лавры. С августа 2013 г. нес послушание в контрольно-ревизионной службе лавры. С октября 2014 г. по август 2015 г. - заведующий керамической мастерской лавры.

29 августа 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла направлен на послушание настоятеля новообразованного Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра (Вяземская епархия). 25 апреля 2016 г. на основании решения Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал
31) утвержден в должности игумена указанной обители, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы епископом Вяземским и Гагаринским Сергием возведен в сан игумена.

2 декабря 2016 г. по благословению епископа Вяземского Сергия назначен настоятелем прихода храма Вознесения Господня г. Гагарина с сохранением ранее возложенных послушаний. В тот же день указом епископа Сергия приход был переименован в подворье Владимирского монастыря.

С июня 2016 г. - настоятель Тихвинского подворья Владимирского монастыря в г. Смоленске.

Решением Священного Синода от 11 марта 2020 г. (журнал
9) избран епископом Тракайским, викарием Виленской епархии.

15 марта 2020 г. в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 18 августа 2020 г. в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 23 августа за Литургией в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Владеет литовским и английским языками.

Образование:
2001 г. - Вильнюсский университет.

2006 г. - Московская духовная семинария.

2011 г. - Московская духовная академия.

Епархия:
Виленская епархия
(Викарный архиерей)

Научные труды, публикации:
Слово архимандрита Амвросия (Федуковича) при наречении во епископа Тракайского.

Источники:
http://www.patriarchia.ru/db/text/5609353.html