Начало летописи положено ко дню Святой Пасхи 2009г.-19 апреля. Собранные здесь материалы - крохотная частица из жизни прихода. За давностью времени многое утрачено, нет в живых свидетелей 19 века и довоенных времен 20 века. Могут быть какие-то неточности в воспоминании прихожан. Не судите нас строго, положено лишь только начало, а продолжение истории давайте будем писать вместе. Собирать сведения и документы о прошедших днях. Украшать наш храм и беречь его, сажать цветы, благоустраивать его территорию, по возможности вносить свою лепту в продолжение Богоугодных дел.
Фотография относится к 1905-1914 г.г., на протяжении которых фотограф-краевед Ян Болзункевич путешествовал по городам и весям Белоруссии со штативом в руках. Он оставил в наследство сотни фотографий, на которых запечатлены как православные, так и католические святыни. Сегодня его фотографии - бесценный исторический документ.
Благочинный съезд в Черессах 30.05 1917 г.
Стоят - протоиерей Павел Волынцевич (5-й слева), иерей Александр Норанович (5-й справа). Сидит Константин Аполлинариевич Норанович (первый слева).
|
|
|
|
|
Освящение Чересской церкви, ЛЕВ №51 1887 |
|
Посещение преосвященным Антонином, епископом Ковенским, села Черессы. ЛЕВ №46 1888 |
|
Пожертвования Чересской церкви |
Материалы по истории Чересской Свято-Николаевской церкви подготовила Галина Геннадьевна Воронько
Фото Иосифа Цапелика из Постав
На погорке, омываемом с двух сторон озерами, среди вековых лип стоит белокаменное здание Свято-Николаевской церкви д. Черессы. Над тихой гладью вод, над бесконечностью времен плывет колокольный звон, тревожит наши умы и сердца.
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной.
И звон смиряющий,
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий,
В полях разносится.
К. Аксаков.
Страждущий или радостный, всяк путешествующий, вознеси взор свой на светлый лик храма сего - Свято-Николаевскую церковь д. Черессы, осени себя крестным знамением, с усердием поклонись дому Божьему. В течение сотен лет на месте сем возносились к Богу молитвы православных христиан.
Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святого Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
История этого храма и всего прихода берет начало в далёком прошлом. В 16 веке в нашей местности преобладало православное население. Но о том, где молились православные верующие, сведения до нас не дошли. Можно только предположить, что здесь в Черессах и была первая православная церковь, поскольку первое упоминание, как о селении, относится к 1529 году. Православные церкви наших земель находились в ведении Полоцких православных епископов. С начала 17 века начинается борьба с православием. История свидетельствует, что православные верники стойко отстаивали веру отцов, и значительная часть их навсегда осталась православною.
Но униаты насильно занимали православные церкви. Возможно, что таким образом появилась униатская церковь в Черессах. Архивные документы за 1753 год сохранили сведения о том, что на средства князя Радзивилла была возведена новая униатская церковь Святого Николая.
21 марта 1775 года Барбара, княжна Радзивиллова, согласно акту дарственной, передает церковь Чересскую своему служащему Ежи Заборовскому и просит архибискупа Полоцкого о назначении его пресвитером этой церкви. В это время белорусские земли входили в состав Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.
Полоцким церковным собором в 1839 году униатская церковь была воссоединена с православной. Инициатором возвращения униатов в недра православной церкви стал греко-католический епископ Иосиф Семашко. На отеческий голос архипастыря откликнулось большинство духовенства, а вслед за своими пастырями в лоно православной церкви возвратились и униатские прихожане. После воссоединения Иосиф Семашко почти 30 лет был митрополитом Литовским и Виленским, ревностно заботился об утверждении в православии своей паствы. Он созидал новые и украшал старые церкви, заводил при них училища, побуждал священников говорить проповеди и учить народ славянским молитвам. Благодаря таким переменам с 1839 года униатская Чересская церковь снова становится православной, о чём свидетельствуют метрические книги за 1839 и последующие годы. Первые известные православные священники: Иосиф Еленский; с августа 1939 года настоятель прихода Михаил Стукалич, викарный священник Василий Шелютто. Первый упомянутый псаломщик - Матфей Моложавый.
В 1858 году на другой стороне озера Грецкое возведён храм в честь праздника Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Из архивных документов известно, что была перевезена деревянная церковь из Пестунов. Рядом с церковью были построены жилые дома для священников, диакона, псаломщика. Новое селение получило название Яново. Это подтверждает географическая карта за 1931 г.
6 декабря 1866 года в Черессах создается Свято-Николаевское братство «на пользу православного дела», почётным председателем которого был Николай Радзивилл. Братство открыло в Большой Ковалевщине и Пестунах отделения Чересского народного училища. Также братство выделяло крестьянам кредиты под проценты, помогало бедным ученикам. Первые сведения о Чересском народном училище относятся к 1863 году. Упоминаются первые учителя: Василий Кажека, священник Алексей Бирюкович, священник Викентий и Зиновия Станкевичи. Занимались тогда в училище 30-40 учеников (1901 г. - 96 учеников).
В 1894 году прихожане Чересской церкви добились закрытия одного из питейных домов, который находился очень близко от жилья.
Свято-Николаевская церковь построена во 2-й половине 19 века на полуострове в псевдорусским стиле из красного кирпича местного производства. На этом же полуострове была церковь, построенная Радзивиллом в 1753 году. До нашего времени сохранились остатки фундамента той церкви, а чуть ниже на погорке были найдены захоронения. Чересские Радзивиллы довольно мирно относились к российским властям. Поэтому после восстаний имение не было конфисковано. Но драматические события произошли и здесь. Николай Радзивилл, участник Крымской войны 1853-1856 г.г., награжденный медалями, решил перейти из католической веры в православную. Но жена его Людвига Святополк-Мирская (из Каменполья) категорически отказалась изменять веру. Не послушала она и православного священника Иоанна Кузнецова. Николай Радзивилл принял православие, позже он расторг брак с Мирской и женился на православной Стефании Дубошинской из Миор.
Из исторических источников ("Вестник Западной России", 1866 г.) стало известно имя одного из настоятелей Чересской церкви. Отец Иоанн Василевский 26 мая 1866 года принял участие в торжестве по причине закладки строительства церкви в честь Святителя Николая Чудотворца в Дисненском уезде в Узмёнах вместе со священником Леонпольской церкви Александром Бартошевичем.
В 1886 году началось строительство Чересской Свято-Николаевской церкви и было закончено к осени 1887 года. Освящение храма состоялось 22 октября (4 ноября н.с.) 1887 года.
Материалы прислал Павел Лавринович
|
|
|
Чересская церковно-приходская школа, ЛЕВ №20-21 1890 |
Десятилетие Чересской церковно-приходской школы, ЛЕВ №29-30 1900 |
|
Список населенных пунктов Чересского прихода
20 октября 1958 года
Указано расстояние до церкви
Черессы на месте, г. Миоры 6 км, Амбросенки 10 км, Босяные 10 км, Захарни 3 км, Звонки 12 км, Ковалевщина 7 км, Ковальки 11 км, Косточино 8 км, Катилово 11 км, Круки 9 км, Латышонки 10 км, Липовка 2 км, Мальцы 10 км, Михасенки 9 км, Морозы 15 км, Поляки, Рабечино 9 км, Сочнево 14 км, Погары 13 км, Новое Село, Переслово 8 км, Силово 4 км, Соловьи 13 км, Сушки 1 км, Франополь 7 км, Юрковщина 12 км, Якубовщина 3 км, Дворное Село 10 км, Денисово 11 км, Дуброво 10 км, Козлы 7 км, Карпачево 7 км, Конахи 8 км, Малявки 6 км, Матюки 7 км, Пестуны 8 км, Свердлы 8 км, Славщина 4 км, Суховерже 7 км, Островы 6 км, Татары 4 км, Юнцы 10 км.
Источник: ГАВО - Ф. 1439 - Оп. 3 - Д. 20.
Сведения прислал Михаил Пахирко