|
|
|
|
Протоиерей Николай Катковский |
Матушка Василиса Александровна |
Отец Николай, матушка Василиса с дочерью Зинаидой и сыном Иваном |
Протоиерей Николай Катковский |
|
|
|
|
Отец Николай и матушка Василиса |
Сын Иван в детстве |
Иван - участник соревнований по спортивным прыжкам в длину |
Зимнее увлечение Ивана |
|
|
|
|
Отец Николай с сыном Иваном |
Иван - участник молодёжных мероприятий |
Иван со своей невестой Валентиной г. Сморгонь |
Матушка Василиса со своими детьми |
|
|
|
|
Отец Николай с дочерью Зинаидой в д. Цветино на праздник Святой Троицы. 1948 год |
Слава направо: матушка Василиса и отец Николай сидят, дочь Зинаида и внучка Мария стоят |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы д. Ковали Глубокского р-на. В ней венчался со своей невестой будущий священник Николай Катковский |
Семья Катковских: отец Николай, матушка Василиса, дочь Зинаида, муж Зинаиды Пётр Иустинович Счастный. 1963 г. |
|
|
|
|
Воспитанник семьи Катковских Вася Аврамкин. 1949 г. |
Вася, 1949 г. |
Василий Сергеевич Аврамкин |
Церковный хор гимназистов храма Воскресения Христова г. Дисна. В центре регент хора - Мирон Николаевич Суходолец (руководил хором с 20-ых годов), справа во втором ряду дочь отца Николая Зинаида. 1938 г. |
|
|
|
Дом Катковских в Дисне во время наводнения. В лодке отец Николай, матушка Василиса и Геннадий Григорьевич Вышинский. 1956 г. |
Родственники у гроба протоиерея Николая Данииловича Катковского. 1970 г. |
Похороны протоиерея Николая Данииловича Катковского. 1970 г. |
Сведения прислал Павел Лавринович
Нарадзіўся 6.12.1895 года ў в.Міхайлаўшчына Ашмянскага павета ў сям’і псаломшчыка.
1910 - скончыў Віленскае духоўнае вучылішча.
1912 - скончыў 2 курсы Літоўскай духоўнай семінарыі.
1913 - 1923 - псаломшчык Свята-Троіцкай царквы м.Лебедзева Вілейскага павета.
1922 -скончыў 5 і 6 курсы Віленскай духоўнай семінарыі.
1924 - рукапаложаны ў сан дыякана.
1924 - дыякан Свята-Троіцкай царквы м.Лебедзева Вілейскага павета.
1924 - рукапаложаны ў сан сьвятара ў Вільні.
1924 - 1925 - настаяцель Пакроўскай царквы с.Мыта Лідскага павета.
1925 - 1931 - настаяцель Ільінскай царквы в.Міхайлаўшчына Ашмянскага павета.
1931 - 1937 - настаяцель Успенскай царквы м.Рабунь Вілейскага павета.
29.04.1937 - 1.05.1939 - другі сьвятар храма Уваскрасеньня Хрыстова г. Дзісна.
1.05.1939 - 1944 - настаяцель храма Уваскрасеньня Хрыстова г. Дзісна.
1944 - 6.06.1963 - настаяцель Адзігітрыеўскай царквы г. Дзісна.
6.06.1963 - прылічаны за штат.
Памёр 27.11.1970. Пахаваны каля Адзігітрыеўскай царквы г. Дзісна.
Узнагароды:
- набедраннік,
- скуфья,
- камілаўка,
да 1955 - нададзены сан протаіерэя,
1955 - паліца (да дня св.Пасхі).
6.04.1963 - крыж з упрыгожваньнямі.
Бацька - Данііл Савельевіч Каткоўскі 1860 -1925, Пліса, псаломшчык - Міхайлаўшчына, Пліса.
Жонка - Васіліса Аляксандраўна 1891 - 1978, Дзісна.
Дачка - Зінаіда Счасная 6.10.1920 - 8.01.1997, Дзісна.
Крыніцы інфармацыі:
Уладзімір Гарыдавец: інтэрнет-даведнік “Лёсы праваслаўнага духавенства і міран Віцебшчыны (1919-1990)”.
Метрычныя кнігі Св. Параскевінскай царквы в.Пліса 1925 год.
Воспоминания Марии Петровны Счастной, внучки протоиерея Николая Катковского
Родился он на берегу Клевы
Большим морозом в начале зимы,
Где может быть... родился кто из Вас
Или бывал там может быть не раз...
Протоиерей Николай Даниилович Катковский
1895 - 1970 гг.
1939 - 1944 гг. - настоятель храма Воскресения Христова г. Дисна
1944 - 1963 гг. - настоятель Одигитриевского храма г. Дисна
Михайловщина... Обычная небольшая деревня, скорее село, на реке Клева в Ошмянском районе Гродненской области (когда-то это был Ошмянский Уезд Виленской Губернии). В центре, на возвышенности, стоит православная церковь Ильи Пророка. От церкви идут улочки в разные стороны. За деревней кладбище, обрабатываемые поля и лес полукругом..., как завершающий штрих на картине художника, подчёркивающий живописность этой местности.
На другой стороне речушки остался высаженный парк в усадьбе помещика, который там жил, и дорога в сторону Гольшан. Эта деревня является родовым гнездом семьи Кот-Катковских, в которой родился мой дедушка Николай Даниилович Катковский 10 декабря 1895 года (в будущем отец Николай). Отец дедушки Даниил Савельевич Катковский 1850 года рождения был псаломщиком, вначале в Михайловщине, а затем в Плиссе, где умер и похоронен в 1923 году. Мать - Александра (Алеся, как её звали) Лопато, родом из Юратишек. Она умерла молодой в 1898 году при родах, когда дедушке было 2,5 года. У дедушки были старшие брат Константин, который умер в 25 лет, и сестра Олимпиада ( ?в замужестве Видевич) 1893 г.р., которая жила в Польше со своей семьёй, где и ушла в мир иной в преклонном возрасте.
После смерти жены отец дедушки женился во второй раз на Елене Стефанович родом из Юратишек. В этом браке родилось двое детей - две дочери Нина и Любовь, 1904 г.р. и 1906 г.р. Мачеха строго относилась к своему пасынку, обижала его. Но благодаря тому, что дедушка от природы был очень музыкальным и наделён великолепным голосом и слухом, его взял к себе на послушание батюшка из местечка Лебедева, о. Игнатий Недвецкий. Об отце Игнатии дедушка вспоминал с особой теплотой всю свою жизнь.
В Лебедево он познакомился с семьёй Иванкевичей, которые, имея прекрасные голоса, пели в церковном хоре: Алексей (в будущем настоятель храма в д. Ковали около Глубокого); Игнатий (в будущем чтец и псаломщик в д. Заборье и Ласица около Глубокого); Даниил (в будущем настоятель церкви в м. Занароч, где был убит бандитами и похоронен в 1923 году); Василиса - в будущем псаломщик и регент, моя бабушка, на которой дедушка женился 20 февраля 1914 года (венчались они в Ковалях у о. Алексея Иванкевича и прожили вместе 56,5 лет в счастливом браке и взаимной любви).
Бабушка Василиса в своей семье была десятой, последней из детей, родившихся и выросших в семье Иванкевичей. Она родилась в 1891 году, когда старший брат Алексей 1870 г.р. уже имел семью и сына Александра, которому было уже полгода, но в жизни оказалось, что между ними была самая близкая душевная связь и привязанность. Даже самого первого сына бабушка назвала в честь своего брата. От своего отца Александра Иванкевича, который был мудрым и практичным человеком, бабушка получала знания о народной медицине. Она вылечивала неизлечимые болезни не только физического, но и психологического плана. У неё было сильно развито чувство провидения, в котором она ни разу не ошибалась. Бабушка никогда не брала денег за лечение, но если кто-то оставлял какие-то деньги, она их держала всегда в отдельном месте и, когда шла в церковь, заказывала службу о здравии болящего или молебен Пресвятой Богородице, ставила свечу в обязательном порядке или жертвовала на храм.
В Лебедево дедушка служил псаломщиком, а затем диаконом, учился в Виленской духовной семинарии. В семье дедушки и бабушки родилось четверо детей: Алексей - в 1914 году, умер в 10 месяцев; Анатолий - в 1916 году, умер в один год и 10 месяцев; Иоанн - в 1918 году, замучен 26.06.1941 недалеко от местечка Улла на этапе, когда гнали всех заключённых на восток. Об этой трагедии подробно описано в книге Э. Забелло "Березвечье - дорога смерти". Иоанна арестовали 6.02.1941 г. вместе со всей активной молодёжью г. Дисна и катовали в тюрьме под пытками без вины и убили 26.06.1941 г. В книге "Память" написано, что он умер в тюрьме в 1943 году, а в 1991 году реабилитирован.
Дочь Зинаида 23.09.1920 г.р., впоследствии - моя мама. Зинаида 25.05.1955 г. вышла замуж за Петра Иустиновича Счастного, сына о. Иустина Счастного из м. Псуя, венчались они 10.06.1955 г. в г. Глубоком. В этом браке 14.04.1956 г. в г. Дисна на свет появилась я, Мария Счастная… Меня назвали Марией, потому что я родилась в День памяти Марии Египетской.
Дедушка окончил Виленскую духовную семинарию. Во время учёбы служил год псаломщиком в церкви Петра и Павла в Ново-Вилейске (теперь р-н г. Вильнюса); диаконом в церкви Николая Чудотворца в г.Вильнюсе, где его оставляли после рукоположения настоятелем, но бабушка, прирождённая крестьянка, не понимала, как можно жить в городе без хозяйства и крестьянского труда, поэтому дедушку назначили в м. Мыта, где он служил год. Затем был переведён на свою родину в д. Михаловщину, где служил до 1931 года, затем был переведён в м. Рабунь на место священника о. Иустина Счастного, который был назначен настоятелем Троицкой церкви в м. Псуя. И как оказалось в будущем, он стал моим дедушкой со стороны папы. В 1937 году 29 апреля дедушка был переведён в г.Дисну вторым священником Воскресенского храма. Настоятелем был о. Александр Нестерович, который в 1938 году был переведён в Вильнюс настоятелем Романовской церкви и прослужил в ней свыше 50 лет. Дедушка был назначен настоятелем Дисненской Воскресенской церкви, которым являлся до середины 1944 года, когда при отступлении немцев церковь была разбита. С этого времени и до 6.06.1963 г. дедушка являлся настоятелем кладбищенской церкви, освящённой 23.07.1904 г. в честь иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии.
Все близлежащие поселения за Двиной до 1940 года относились к Витебской губернии Российской империи, а затем к Советскому Союзу. Когда-то эта местность называлась Николаевская Слобода, т.к. в центре Луначарского возвышался красивейший храм редкой архитектуры Святителя Николая Чудотворца, а в Каменке было имение русской известной певицы Вяльцевой. Но когда пришла Советская власть, храм был уничтожен до основания и теперь можно увидеть жалкие остатки развалин этого красивейшего сооружения. Запрет религии в этих местах наступил гораздо раньше, чем в Дисне, т.к. Дисна была пограничным городом и относилась к территории Польши.
Ввиду выше изложенных причин в тех местах не было церквей, и по возможности, когда на реке Двина устанавливался ледостав, или летом, когда была налажена переправа, люди обращались к дедушке за исполнением треб. Особенно много желающих было покреститься. Крестились целые деревни, в основном, тайно. За дедушкой приезжали на лошади, и он ехал, а возвращался иногда ночью, иногда под утро, а иногда и утром, потому что некоторые люди никогда не видели живого батюшку, и они его долго не отпускали, рассказывали, как они жили, что боятся, чтобы не узнали на работе, иначе грозит увольнение. Люди жили бедно, но трудились много и благодаря этому выживали. А мы все дома очень переживали, не спали и ждали дедушку. Там много было верующих людей, которые вынуждены были скрывать свою веру. Мне очень запомнилась семья Лукашок из Луначарского. Хозяйка этой многодетной семьи Екатерина (для меня тогда была тётя Катя) приходила в церковь каждую субботу, несмотря на запреты; семья Якубович, очень интеллигентные, образованные люди; Екатерина Лесничая (тётя Катя из д. Барсуки) каждую субботу и воскресенье была в церкви. Теперь её правнуки и проправнуки посещают церковь... Я могу перечислять многих, которые приходили за 7-10, а то и более км, на каждую службу не только в воскресные дни и праздники, но и в канун, на вечерню. Многие заходили к нам домой, а затем шли в церковь вместе с дедушкой.
После войны, когда уцелевшие церковные дома и квартиры перешли в собственность государства, нашу семью приютили в д. Мысливцы, а затем Рындары, пока в 1947 году дедушка не купил собственный домик на окраине Дисны по ул. Граничной, 7 (бывшая Александровская Слобода) у людей, уезжавших в Польшу на постоянное жительство. До церкви было 2,5 км, и наша семья была очень рада, что поселились так недалеко от церкви. Этот домик принадлежит нам вот уже более 70 лет, теперь им пользуюсь...
Все события, описанные выше, происходили здесь, в нашем доме и нашей усадьбе. Кроме того у нас дома крестились многие дисненцы и округа, потому что церковь не отапливалась. В основном старались крестить детей, когда ехали из роддома, т.к. дорог практически не было и из деревень доезд до Дисны был сложный, надо было просить транспорт в колхозе. Вообще, много было препятствий. Власти запрещали совершать Таинства Крещения, Исповеди, Причастия на дому. Совершалось и отпевание на дому, что было также запрещено, но в зимнюю стужу (а зимы тогда стояли морозными) он шёл на риск и совершал отпевания в доме покойника, жалея морозить людей, а на кладбище служил литию и предавал земле.
Всё это я описываю в подробностях потому, что я часто ездила с дедушкой на требы, как "хвостик". Мне особенно нравилось зимой ехать сзади на полозьях саней, а летом сзади на телеге. Меня переполняла гордость, что дедушка берёт меня с собой. И ни разу никто не донёс, что дедушка нарушает приказ, хотя об этом знали все.
С 6.06.1963 г. вплоть до своей кончины дедушка служил регентом, а бабушка псаломщиком в Дисне. Мама пела в хоре, а после смерти дедушки с 27.11.1970 г. до 18.01.1997 г., т.е. до своей кончины служила регентом и псаломщиком Дисненского церковного хора.
Во время войны Одигитриевский и Воскресенский храмы не закрывались, проводились службы и совершались требы прихожан. Немецкие власти не противились и не запрещали служить, только предупредили, чтобы не было никакой агитации населения. При наступлении и отступлении немцев наша семья нашла приют у отца Мефодия Сороко в Григоровичах. Дедушка на велосипеде приезжал служить и исполнять все необходимые требы. А затем все опять вернулись в Дисну.
Многих людей, обречённых на смерть, дедушка спасал своим поручительством. Иногда приходилось вести переговоры и поручаться за целые деревни. Я помню, как дедушку благодарили за спасение. Часто в Комендатуру с просьбами ходила бабушка. Церковный дом, где жила наша семья, находился напротив, и невольно всё происходило на глазах. Людей спасали всех, которых могли, независимо от национальности и вероисповедания. Много было спасённых евреев.
В 1943 году после кровопролитных боёв на Брянщине в Дисну привезли стариков и детей, которые были предназначены для вывоза в Германию, и объявили, чтобы население их кормило. Среди всех понесли еду и мама с бабушкой. В этой толпе, за колючей проволокой они увидели двух стариков и рядом мальчика лет шести, на котором были порванная одёжка и ботиночки. На нём были одни кости, обтянутые кожей. Бабушка расспросила об этом ребёнке у рядом стоящих стариков и выяснилось, что они были в лесу вместе с партизанами, когда попали в окружение к немцам. Всех молодых людей расстреляли, в том числе и старшего брата этого мальчика Петра, а стариков и детей они отправили в Германию, и таким образом по пути следования они попали в Дисну. Мальчика зовут Вася, мать его умерла от ранения осколком при скирдовании соломы. Других детей взяли соседи, а Вася был вместе с братом в партизанском отряде, а теперь у него никого нет.
Когда мама с бабушкой возвращались домой, бабушка сильно плакала и, войдя в дом, сказала дедушке: "Мы должны его спасти, иначе он умрёт. Завтра же заберём его к себе." На следующий день бабушка привела его домой... Так появился у нас новый член семьи - Абрамкин Василий Сергеевич (в армии он сменил фамилию на Аврамкин).
Как только Васю привели домой, первое, что сделали, его остригли наголо и выкупали, а дедушка сел за машинку и сшил костюмчик. Мама со старого свитера связала носки. Кормить его бабушка не доверяла никому - сама его кормила и отпаивала парным молоком (благо, что у нас была корова) и носила его на руках, называя его "сыночек".
Он был очень привязан к бабушке всю жизнь, называя её "тётя", потому что она объяснила ему, что мама бывает одна, тем более, что он хорошо помнил свою мать, особенно часто вспоминал, как она всех детей обнимала и прижимала к себе, будучи раненой, перед самой смертью. Дедушку он очень уважал и любил, называя "Батя», а когда был уже взрослым - "батюшка". Всегда прислушивался к его наставлениям, но бабушки слово было для него закон...
Бабушка Василиса от природы была наделена мудростью, немногословием. У неё была очень хорошо поставлена разговорная речь - без излишеств. Она умела всегда доходчиво объяснить собеседнику и увлечь его темой разговора на уровне того человека, с кем ведёт беседу. Такие же качества имел и дедушка.
Учиться Вася не хотел, хотя был способным человеком. Хорошо играл на гитаре, имел хороший голос. Окончив 7 классов, бабушка повезла его в Сморгонь, в торгово-коммерческую школу, чтобы он получил специальность. Вася через две недели возвратился домой и сказал: "Не буду учиться - пойду в армию". Так как возраст был определён визуально, ему не хватало для призыва годов. Тогда бабушка пошла с ним в военкомат, объяснила ситуацию, и его призвали в армию с первым призывом. Служил он на Дальнем Востоке в г. Ворошилове. Хорошо себя зарекомендовал, приезжал в отпуск и после армии собирался вернуться домой, в Дисну. Окончил курсы шофёров, и не только в армии, но и всю свою жизнь работал шофёром.
После окончания службы при возвращении домой он со своими товарищами решил испытать свои силы на комсомольской стройке г. Северска (Томск-7). Там он и прожил всю свою жизнь, встретил свою жену Валентину из Липецкой области, она работала там медсестрой. У них родилось двое детей: дочь Ирина 1958 г.р. и сын Евгений 1962 г.р. Ирина окончила педагогическое училище в г.Томске, приехала в Дисну, работала в школе-интернате, вышла замуж за нашего соседа Моняка Геннадия. У них в 1979 году родился сын Александр, у которого есть уже своя семья. У Александра с женой Аллой двое деток: сын Андрей - студент электротехнического университета в Санкт-Петербурге, и дочь Анна - школьница. Сын Евгений живёт с мамой в Томске. У него тоже двое детей: дочь Александра и сын Сергей, у которых уже свои семьи. Ира с Геной уже много лет живут в Италии, но мы всегда общаемся, несмотря на расстояния, между нами были всегда самые близкие родственные связи. Василий с семьёй приезжал к нам в отпуск в Дисну по мере возможности, но всегда вели объёмную переписку, и чем старше становились дедушка с бабушкой, тем чаще были наши встречи. На похороны дедушки и бабушки он тоже прилетал, а на похороны мамы приезжала его жена Валентина.
После войны разбитую Воскресенскую церковь власти восстанавливать не разрешали, несмотря на то, что много было уже сделано (рамы, двери, собирали материал на повреждённую крышу и др.). Работы были распределены между деревнями прихода, по принципу "кто что может...", но после запрета работы пришлось отложить на долгие годы, почти 50 лет (до 1990 г.). Всё это время служба проводилась в Свято-Одигитриевской церкви на кладбище.
Церковный совет состоял из 20 человек (так называемой двадцатки) и церковного притча. В него входили люди из каждой деревни (населённого пункта Дисненского прихода). Прислуживал дедушке Семён Степанович Ядревский, глубоко верующий, очень обязательный, безукоризненно честный, мудрый и хозяйственный человек, почти неграмотный. Дедушка обучал его элементарной грамоте. Свечи продавал в свечном ящике Фёдор Усович из д. Горки, хороший хозяин, спокойный, уравновешенный человек. Председателем церковного совета был избран Яков Моняк из д.Залонецкие, очень достойный человек.
Артос печь никому не доверяла бабушка Василиса, выбирала сама, кто ей в этом помогал. Она всех учила, как надо делать. Тесто разводилось только на крещенской воде и добавлялась четверговая соль. Перед выпечкой вся кастрюля смазывалась воском или освящённой свечой. Это был особый ритуал, обязательно в Великую пятницу. Артос был объёмным, высоким, когда выпекался, вылезал из 10-литровой кастрюли - настолько был пышным, а в Великую субботу Артос несли в церковь.
Просфоры пекла Вера Михайловна Халимонович, жена диакона Михаила, умершего очень рано молодым, а затем Татьяна Григорьевна Метла (Вышинская).
О семье Вышинских нужно писать отдельную главу... Эта семья во все времена, начиная от своих предков, хранила православную веру, была предана церкви и служила ей, через поколения прививая и передавая обычаи церковного уклада, укрепляла веру в своих последователях по сей день, всегда была при церкви и первой шла на помощь. Замученного и убиенного отца Константина Жданова, причисленного к лику святых, хоронили Григорий Вышинский и Иван Софранёнок.
В тяжёлые времена гонений церковь выстояла благодаря таким людям, их воле и преданности, истинной вере и помощи.
Всегда помогали в уборке и украшении храма Сергеева Ольга Ивановна, Дылевич Александра, Акулина из Дисны, Александра Ядревская и другие, также приходили из деревень.
С давних пор существует такой обычай - если бывает засуха или проливные, неукротимые дожди, бури, в церкви проводится специальная служба о сниспослании благодати Божией и помощи во спасение урожая и всех людей от природных катаклизмов. Кроме того, всей деревней от зари до зари в один день ткут длинный ручник и украшают им икону Божией Матери "Одигитрия" с чтением Акафиста, и украшают цветами её образ. На моей памяти всегда так делали жители д. Шараги.
Обычно перед Пасхой и Покровом мы с мамой ходили убирать кладбище. Там мы работали целый день. Приходили и другие люди и убирали не только могилки знакомых и близких, но и все, которые были недосмотрены.
Несмотря на запреты, малую посещаемость храма служба проводилась всегда по канону, и дедушка на службу всегда ходил в подряснике, несмотря на запреты власти. Всегда имел в кармане купленные конфеты и по дороге в церковь угощал детей.
В детстве я ходила в церковь с дедушкой и бабушкой, т.к. меня не с кем было оставлять дома. Папа работал учителем в Вильнюсском районе, а мама жила на два дома, т.к. у папы не было своей квартиры. Они с мамой ютились или в помещении школы, или на квартире, а я всё время была с бабушкой и дедушкой, всегда ждала каникул и была безмерно счастлива, когда собиралась вся семья вместе. В то время было запрещено посещать церковь детям, особенно школьникам. И дедушке было предъявлено требование властями, чтобы он бросал службу и выводил детей из церкви, независимо от того, с кем они пришли... На что дедушка ответил: "Это я могу попросить Вас, чтобы Вы вышли из моего дома, а из церкви никого не выгоняют. Церковь принадлежит всем. Это есть достояние народа всего без исключения, не делящегося ни на возраст, ни на вероисповедание, ни на пол, ни на расу... и т.д. Если Вы таким образом хотите привить молодому поколению неверие, то станьте у ворот и не впускайте, раз принят такой Закон. А мы будем молиться за Вас и Ваше неведение (слепоту), раз Вы не знаете, что творите, за Ваше прозрение, чтобы Господь послал Вам разум и видение добра..." Больше никогда с подобными вопросами к нам не приходили. Детей в церковь приводили скрываясь, в основном причастить.
Я была тогда небольшой и всю службу выстоять мне было трудно. Я гуляла по кладбищу. Иногда приводила мама одну девочку Валю Басянок, вот тогда нам было раздолье. На запричастной нам позволяли выйти, мы с ней сидели на остатках фундамента старой Николаевской церкви, поросшего кустами, о чём-то беседовали и всегда ждали встречу. Также моими подружками были две нищие женщины, которые каждую субботу приходили в церковь просить милостыню. Зрительно я это помню до сих пор, а вот имена их - нет, к своему большому стыду. Я садилась с ними на ступеньку храма и вместе просила милостыню. Но так как я не знала и не понимала ещё номинала монет, я после службы делила полученные деньги между ними поровну по объёму монет.
Дом наш всегда был открытым для людей. Каждый вошедший к нам человек всегда принимался с уважением, каждому старались помочь по мере возможности, если в этом была необходимость. На Рождество, на Пасху к нам всегда приходили соседские дети. Почти каждую неделю у нас гостил кто-то из духовенства. В то время сложно было с транспортом, поэтому заезжали кто проездом, кто-то не успел на автобус, кто-то пешком приходил. Например, о.Константин Беганский из Стефанполья всегда приходил только пешком. Частыми гостями были священники из близлежащих приходов: о. Серафим Гоголушко из Язно, о. Геннадий Ананько из Голомысла, о.Мефодий Сороко из Григорович, о. Макарий Макаров из Цветино, о. Николай Мелях из Леонполя, о. Алексий Дружинин из Узмён, о. Евстафий Латышонок из Нового Погоста, о. Александр Бородин из Заборья, о. Иоанн Цитович из Лужков и др. Как мы все радовались этим встречам, как рад был дедушка!..
Каждое воскресенье и в Святки, и во время Светлой Седмицы у нас всегда был вечерний чай за беседой. К нам приходили все соседи, знакомые, приятели, взрослые и дети. Это были замечательные встречи, где всем было интересно. Мы, дети, показывали всё, что умели - давали концерты, которые сами готовили, рисовали пригласительные. Нам нужно было внимание, и мы его получали сполна. Потом долго вспоминались такие вечера и хотелось их повторения.
К Одигитрии, нашему престольному празднику, мы всегда готовились тщательно, у нас был приём. Мы всегда приглашали гостей "со всех волостей" - приезжали знакомые, родственники, духовенство. Время от времени в дни праздника приезжал к нам и проводил свой отпуск у нас, в Дисне, о. Александр Нестерович с матушкой Таисией Александровной, о. Николай Рундо из Ялты. Батюшки редко приезжали одни, обычно все были со своими семьями, приезжали накануне праздника и уезжали редко когда на следующий день после Одигитрии, обычно через 2-3 дня. Ночевали на сеновале, все дети на полу (на кожухах).
Какие это были встречи!.. Открытые, доверительные, тёплые, искренние.., я бы сказала, необыкновенные, радушные и, главное, для всех желанные. Бабушка блистала своими кулинарными способностями: различной выпечкой, фаршированной рыбой, рыбой в маринаде, фаршмак, куры заливные, свежие салаты, ветчина, колбаса собственного приготовления и в обязательном порядке застолье начиналось со свежесваренного куриного бульона со свежевыпеченными булочками в русской печи (т.к. всё духовенство идёт на службу натощак). А потом подавалось всё остальное. Я до сих пор удивляюсь, как мама с бабушкой успевали всё приготовить в русской печи и на керогазе, не имея холодильника, всё сохранить 3-4 дня.
А какие были духовные концерты, старинные песнопения на разные лады! Теперь всё это вспоминается как сказка, как титры из фильма всплывают картины незабываемого прошлого, к которым всё чаще и чаще возвращаешься с течением времени и, кажется, опять наяву видишь все лица, которые мелькают перед глазами.., уже ушедшие в мир иной.
После праздника была уборка храма. В ней участвовали все желающие, а затем все приглашались на обед.
К нам приходили на спевки певчие церковного хора, особенно перед большими праздниками. Всегда участвовали, несмотря на занятость, певчие Фёкла Мишуто, Раиса Демешко (дочь о. Мефодия Сороко), Любовь Атрахимович (Софранёнок), Евдокия Стельмочёнок, Васса Самозвонова, Мария, Ольга; вся семья Кошелёвых (Лёля, Евгения, Ефросиния, Лидия, Нина и Владимир).
Ещё всегда очень торжественно отмечались Дни Ангела мамы, бабушки и дедушки: 19 декабря - День Святителя Николая, 21 января - Василисы, 24 октября - Зинаиды. В эти дни у нас бывал скромный приём - ужин, на котором всегда присутствовали все церковники, приятели, знакомые, иногда соседи.
Когда я родилась, дедушка всецело посвятил мне и моему воспитанию остаток своей жизни. Это была взаимная любовь и привязанность, это был мой друг и доверенное лицо, которому я поверяла все свои секреты, свои слабости и обиды, победы и поражения. Мы с ним беседовали на разные темы, спорили. Он меня поучал и научал очень деликатно, как бы невзначай, что оказывало очень сильное воздействие на меня, гораздо сильнее, чем приказ. Он всегда имел подход к людям, в т.ч. и ко мне, зная мой строптивый характер, но никогда не ударил меня за все мои повинности и непослушание и не позволил себе повысить тон голоса, хотя я иногда заслуживала хорошей порки.
Когда я была уже школьницей, к нам приходили мои одноклассники. Иногда, когда я болела, приходил почти весь класс меня навещать. Мама с бабушкой всегда старались угостить моих друзей чем-нибудь вкусным и конечно же чаем с вареньем. Центром внимания таких посиделок был дедушка. Складывалось впечатление, что мои школьные приятели пришли не ко мне, а к дедушке - настолько у них велась расслабленная откровенная беседа. Она длилась, не замечая времени, у них возникали нескончаемые темы разговора. Теперь, когда я встречаюсь со своими одноклассниками, они до сих пор помнят эти встречи.
Дедушка очень много читал, часто ходил в библиотеку и приносил книги стопками. Он интересовался историей, искусством, политикой. Не было той тематики, которая его не интересовала бы. Выписывал всегда много газет и журналов.
Ещё он был мастером по вышивке, очень любил вышивать болгарским крестиком. Вышитые его рукой подушечки у меня хранятся до сих пор и я ими пользуюсь, а ковры были утрачены во время войны. У нас в семье все увлекались рукоделием: и мама, и бабушка, и меня научили тоже.
Жили мы очень скромно. Было у нас всё необходимое, но ничего лишнего. Весь интерьер дома создавался своими руками, кроме мебели, конечно. Кроме того, что дедушка имел прекрасный голос и отличный музыкальный слух, он умел играть на балалайке и исполнял в основном русские песни.
Наш скромный домик всегда утопал в цветах, самых простых, но со вкусом и заботой посаженных. Целое лето вокруг дома всё цвело и благоухало, даже край картофельного поля был высажен календулой (ноготками) и разноцветными ромашками (космеей). В огороде всегда росли лекарственные травы. Бабушка умела их сушить, делать различные настойки, отвары, знала народную медицину и лечила людей, кто к ней обращался, а нас, детей, всегда избавляла от испуга и тревожности молитвой. Также бабушка лечила кожные заболевания, такие как экзема, рожа и псориаз, которые не могли вылечить медики.
Бабушка с нами, детьми с нашей улицы, на перекрёстке около нашего дома сажала цветы на вскопанной клумбе. Клумба существовала много лет, никто на неё не наезжал и не испортил ни разу. Этим занятием бабушка прививала нам чувство красоты. Обязанности по присмотру и поливке ложились на нас, детей. У нас было чувство ответственности и гордости, потому что больше нигде в Дисне не было клумбы на улице, это была первая уличная клумба. Все цветы на ней были однолетниками. Мы каждый год обновляли её, а она радовала нас пышным цветением до самых морозов.
Прошло время... и в наш дом постучалась беда. Вначале заболел папа, а затем дедушка. После долгого лечения спасти их нам не удалось: 8.08.1969 г. не стало папы, а 27.11.1970 г. и дедушки... Наш дом сразу осиротел... Так же соблюдались все традиции, но душевного подъёма радости уже не было.
В 1971 году я окончила Дисненскую восьмилетнюю школу и в 9-ый класс я пошла уже в Вильнюсе в 25-ую школу - это было началом моего самостоятельного пути. Мама с бабушкой остались дома в Дисне. Я постоянно на каникулах и на большие праздники мчалась домой, а когда пошла работать, старалась заработать отгулы и каждые две недели на выходные и праздники ездила домой. Всё наше внимание было направлено на заботу о бабушке. Мы с мамой её лелеяли как могли, тем более, что после смерти своих малолетних деток, а затем и после потери сына Иоанна у бабушки было сильно ославлено здоровье - у неё был невроз сердца, который с возрастом только усугублялся... 30.03.1978 г. бабушки не стало, и мы с мамой остались одни... А в 1997 году не стало и мамы.., из всей нашей семьи в этом мире осталась я одна. После окончания экономического факультета Вильнюсского университета я много лет проработала на Вильнюсском станкостроительном заводе мелкомодульных зубофрезерных станков в разных должностях, а после закрытия завода в других частных организациях на ведущих должностях. Мой трудовой стаж в общей сложности составил 44 года. Имею высшую категорию экономиста, степень магистра. Теперь я уже на пенсии. Я выполнила желание моего отца Петра Иустиновича Счастного, который незадолго до своей кончины просил маму при любых обстоятельствах постараться дать мне возможность получить высшее образование. Ему хотелось, чтоб я жила в Вильнюсе, это город его юности и молодости, любимое его место. Здесь он в 1921 году поступил в белорусскую гимназию, которую успешно окончил в 1928 году и здесь же остался преподавателем и работал до 1939 года, затем был преподавателем в 1-ой русской гимназии г. Вилейка. Во время войны вместе со своим товарищем по Белорусской гимназии Борисом Кита (впоследствии известным учёным, доктором наук, нашим белорусом, умер в феврале 2018 года, а родился в 1910г.) основали белорусскую учительскую семинарию в г. Поставы, благодаря чему было спасено много молодых людей от вывоза в Германию. Подробно об этом описано в книге, изданной в 2010 году Иваном Петровичем Древницким - директором Кутьевской школы м. Комарово. Папа был образованным, интеллигентным, умным, начитанным человеком с глубокими знаниями, знающим и свободно владеющим пятью иностранными языками, имеющим степень магистра. Папа был старшим сыном священника из Псуи о. Иустина и матушки Агафии.
Мама была домашней.., редкой рукодельницей. Она умела всё: ткать, прясть, вязать, вышивать, шить, вести хозяйство, печь, варить, очень любила цветоводство. Она была настоящей хозяйкой дома... Как она всегда говорила - это не работа, а посильное увлечение между работой и отдыхом.
Я счастлива, что родилась и выросла в семье добропорядочных, глубоко верующих, честных и открытых людей, чему научена их примером и я. Анализируя былое, я всегда благодарю Бога за эту данность, за то испытанное необыкновенное счастье в моей жизни присутствия и окружения тех людей, среди которых находилась, от которых воспринимала азы жизнелюбия и училась познанию жизни.
На выпускном экзамене по русскому языку в Дисненской 8-летней школе я выбрала свободную тему сочинения "Человек, на которого я хочу быть похожим". Я приняла нестандартное решение - своё сочинение я посвятила своему любимому дедушке - Катковскому Николаю Даниловичу (отцу Николаю, настоятелю Дисненской Свято-Одигитриевской церкви).
Это был выплеск душевного порыва всего пережитого, вызов существовавшей на тот момент системе, атеистической пропаганде, отвергающей и отделяющей не только церковь от государства, но и людей, принадлежащих и служащих ей.
Образ дедушки всегда являлся и является для меня примером, по которому я стараюсь следовать в своей жизни.
Февраль 2022 года, г. Вильнюс
Письмо-отклик на фотографию семьи Катковских, помещённую в "Одноклассниках "
Здравствуйте, Мария!
Вы меня не знаете, так как и я вас. Но я помню ваших дедушку - отца Николая и бабушку - матушку Василису. Я была совсем еще ребенком, видимо, уже года четыре было. Как же я ждала Коляды, когда приедет Батюшка. Так у нас называли вашего дедушку. И нет ничего более счастливого и запоминающегося с тех детских времен, как от Батюшки получить в подарок конфетки. Это были розовые карамельки в белой оберточке с зелеными полосками и веточкой с двумя вишенками... Нет более вкуснее конфет, как те, подаренные Батюшкой. А еще помню, как он гладил по головке, как это было хорошо, тепло и ласково. Может, потому, что у меня не было дедушек, все ушли на небеса до моего рождения. Вы не представляете той радости, которую я испытала, увидев фото вашей семьи. Я сама родом из д.Метлы. Помню, как с бабушкой пешью ходили в церковь. Бабушка иногда разговаривала с матушкой.
Оказывается, ваша семья сыграла большую роль в том, что нашу деревню не сожгли немцы. И это благодаря вашему дедушке и вашей маме. Только они спасли нашу деревню во время войны. Немцы уже пригнали бензовозы к деревне и начинали сгонять людей. Твоя мама узнала об этом и передала Батюшке. Именно он пошёл в камендатуру просить за деревню и ему удалось уговорить не сжигать людей и дома. Видимо, он настолько был убедителен, что страшного ужаса не произошло...
Вся деревня, да и все люди, кто знал Батюшку и его семью, только самое доброе и хорошее говорили о вас. Спасибо вам, что выставили это фото.
С уважением, Раиса Вячеславовна Метла (теперь Шаркович), уроженка д. Мётлы Миорского района
Протоиерей Николай Катковский с матушкой Василисой на церковном празднике в д.Мётлы. Сидят в центре Антон, родной дядя Раисы Шаркович, с женой Екатериной.
Фото 1955 -1956 годов, прислала Раиса Вячеславовна Шаркович.
Фото из семейного архива Марии Счастной
Посвящаю дорогим мне людям: протоиерею Катковскому Николаю Даниловичу (06.12.1895-27.11.1970), его жене Василисе Александровне (1891-1978), их дочери Счастной Зинаиде Николаевне (6.10.1920 - 8.01.1997) и их внучке, а моей лучшей подружке-сестре - Счастной Марии Петровне (14.04.1956).
Мысленно возвращаясь в свое далекое детство, кадрами киноленты перед моими глазами проплывают события и люди тех далеких дней!
Сегодня хочу вспомнить о семье моих соседей Катковских. В 1955 году мы построили свой дом в Дисне на улице Граничной (ныне Фрунзе) напротив их дома. Мне тогда был один годик. А еще через год родилась их внучка Мария Петровна Счастная, ставшая моей подругой-сестрой до нынешних дней.
Отец Николай для нас был просто дедушкой - добрым, веселым, внимательным. К нему первому бежали со своими детскими обидами и расцарапанными коленками. Сидя в своей комнате за письменным столом, он постоянно что-то писал или читал. На стене за столом - прикрепленные церковные календари. В углу комнаты висели иконы, по праздникам горела лампадка, рядом стояла этажерка с многочисленными дедушкиными книгами и журналами. А дальше стояла тахта, они почему-то называли ее канапой, на стене безворсовый ковер с рисунком "ромбик". На полу лежали самотканые дорожки, на окнах висели накрахмаленные занавески. Скромный и аскетичный быт, никакой роскоши.
Дедушка всегда был одет в черный подрясник (он его не снимал даже в непростые времена гонения на церковь) и всегда был с аккуратно зачесанными серебристо-белыми волосами и такой же бородкой и усами. А очки на носу с круглыми стеклами и нос «картошкой» делали его похожим на доброго Дедушку Мороза! Любовь наша к нему не знала границ!
Для взрослых отец Николай был очень авторитетным, образованным и справедливым человеком. К нему, как к третейскому судье, приходили люди разрешить спор, шли за советом, узнать про погоду и события в мире, про церковные праздники и их значение. Он всех, от малых до взрослых, умел выслушать и найти слова утешения.
В их дом постоянно приходили люди со своим горем и радостью. Василиса Александровна всегда находила время выслушать и помочь. Я помню, как она интересно рассказывала о своей молодости, о семье, войне и о многом другом.... Она учила нас быть всегда честными и справедливыми. Учила, как должна вести себя женщина, какой порядок держать в доме, и многому, многому другому. Она была очень строгая, мы бабушкиного слова боялись. А еще она все время что-то напевала про себя....Это теперь я понимаю, что она молилась за всех нас, чтобы мы были здоровыми и стали настоящими людьми, чтобы Бог дал нам никогда не встретить в жизни тех бед, которые пришлось пережить их семье.
Я никогда не забуду запахи этого дома! Комната дедушки всегда пахла восковыми свечами и ладаном, кухня-столовая бабушки Василисы - свежим хлебом и молоком! А знаменитым печеньем Зинаиды Николаевны в доме пахло постоянно!
А как они умели принимать гостей!!! 10 августа, на престольный праздник иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» съезжалось со всех близлежащих приходов все духовенство со своими семьями, гостили по несколько дней! Всем хватало места! А праздники Рождества и Пасхи с молитвами и подарками! Мы, дети, ждали их целый год и охотно принимали в них участие как артисты. Нам так хотелось сделать приятное, за что ждали похвалу от взрослых!
Старшего поколения уже нет рядом с нами, но память никогда их не забудет! В общей сложности семья протоиерея Николая Данииловича Катковского прослужила в Дисненской православной церкви 60 лет - с 1937 по 1997 год. Для всех нас эта семья стала образцом и примером высокой духовности и порядочности .
Память детства... Ноябрь 2018 года. г. Дисна.
Артименок (Белоус) Лилия Ивановна.
Воспоминания Лилии (Лии) Ивановны Артимёнок (Белоус)
Я воспитывалась в православной вере. Эту веру привила мне моя бабушка Сергеева Ольга Ивановна. Она была для меня всегда самым важным и главным человеком. Мы постоянно ходили в храм: слушали прекрасное пение-богослужение, меня причащали, мы украшали храм к праздникам. И я любила посещать церковные службы.
Запал в душу добрый и ласковый вид отца Николая. Я ощущала доверие к нему. Как сейчас помню его торжественный, возвышенный и красивый голос. Мне казалось, что я летаю на крыльях, когда он пел. Жители нашего города всегда обращались к отцу Николаю и с горестями и с радостями. Приходили за советом и благословением. Он сеял в душах семена веры и благочестия.
Отец Николай привил любовь к Богу и Святой церкви своим детям .
В городе все знали благочестивую семью отца Николая, Катковских . Матушка Василисса , дочь Зинаида и внучка Марийка всегда были рядом с отцом Николаем. Встреча с семьей Катковских была наполнена радостью. Мы с бабушкой бывали в их доме. Разговор был в теплом и уважительном тоне. Бабушке поручались серьезные и ответственные дела.
Вспоминаются некоторые незабвенные случаи из детства. Моя бабушка очень любила цветы. В палисаднике, у нашего дома, их было очень много. Бабушка ухаживала за ними, любовалась. Но вот скоро великий праздник - Одигитрия. И в палисаднике нет ни одного цветка. Бабушка срезала все цветы и несла их для украшения храма. Вот что такое вера !!!
Детство давно ушло, а воспоминания приносят столько счастья…
Воспоминания Ираиды Николаевны Ушаковой (Шарабайко)
Детство и вера