У Дисны богатая история. Впервые она упоминается в XI веке как Копец-городок, построенный на острове, находящемся на реке Западная Двина. В XVI веке городу было даровано Магдебургское право. С 1842 года Дисна - центр уезда Виленской губернии. 
  События из религиозной жизни дисненцев состоят в тесной связи с историей дисненского храма Воскресения Христова, существовавшего по преданию ещё в начале 13 века. В  Дисне было  немало церквей, в числе их была и Воскресенская церковь. При церкви с 1633 года был монастырь. В церкви и сегодня есть напоминание  о братстве Воскресенского монастыря, существовавшего с 1673 года. Это копия креста Дисненского братства. (Настоящий серебряный крест был украден). Во время страшного пожара 1700 года, когда Дисна до основания, до одного дома, выгорела, сгорела и Воскресенская церковь, но монастырь уцелел.
  Вскоре Воскресенская церковь была выстроена. Дисна горела много раз. Всякий раз пожары истребляли почти весь город. Во время одного пожара, по преданию, дисненцы обрели чудотворную икону Божией Матери “Одигитрия”, которая приплыла по реке Западная Двина. Жители прошли крестным ходом с чудотворной иконой по улицам города, и всеуничтожающие пожары прекратились. Позже монастырь упразднили, и церковь Воскресения была передана белому духовенству. Существующая каменная церковь Воскресения Христова, построенная на Ратушной площади, на самом высоком месте, которое никогда не было затоплено водой во времена наводнений,  была освящена 12 мая 1870 года. Её построили на средства, пожертвованные генерал-губернатором Виленской губернии Михаилом Муравьёвым, более 25,5 тысяч рублей.
  Церковь Воскресения Христова была действующей и во время первой,  и во время второй мировой войны. И её история связана с именем Патриарха Тихона (Белавина), который в 1916 году (апрель - октябрь) был эвакуирован в Дисну вместе с губернским руководством и был тогда архиепископом  Литовской и Виленской епархии. Именно тогда появилась  в церкви икона Божией Матери “Остробрамская”. Архиепископ участвовал в Богослужениях, совершаемых в дисненском храме. Позже, когда его избрали Патриархом, дисненцы обратились с поздравлениями к Патриарху, а он в знак благодарности прислал им грамоту, в которой поблагодарил их за поздравления. Эта грамота и сегодня находится в  церкви. Совсем недавно произошло радостное событие, связанное с именем святейшего Патриарха Тихона. Настоятельница Спасо-Евфрасиньевского монастыря матушка Евдокия и матушка Сергия, насельница этого монастыря, подарили  храму Воскресения Христова  образ Патриарха Тихона с частицей его святых мощей.
  Во время Великой Отечественной войны храм действовал, в нём служил протоиерей Николай Катковский.  У старейших жителей Дисны о нём остались самые тёплые воспоминания, и не удивительно. Рассказывают, что батюшку уважали даже немцы. Если у кого-то случалась беда и немцы забирали близких, то родственники спешили к батюшке за помощью. Он шёл к немцам и просил за несчастного, и арестованных по его просьбе часто отпускали. Евреев, которых в те годы в Дисне было очень много, было ему жалко. Зная об этом, одна еврейка, когда её вместе с сыном арестовали немцы, украдкой втолкнула своего сына в дом батюшки. Поскольку таких несчастных, как она, было много, немцы этого не заметили. Рискуя жизнью своей и своих близких, батюшка оставил мальчика, крестил в православной вере и вырастил как своего сына.
Святейший Патриарх Тихон Высокопреосвященный Тихон (Белавин), архиепископ Виленский и Литовский.  Начало XX века. Дисна. Фото прислал Александр Богович Грамота Святейшего Патриарха Тихона, присланная дисненцам в марте 1918 года в связи со вступлением его на Патриарший престол
Святейший Патриарх Тихон Высокопреосвященный Тихон (Белавин), архиепископ Виленский и Литовский. Начало XX века. Дисна. Фото прислал Александр Богович Грамота Святейшего Патриарха Тихона, присланная дисненцам в марте 1918 года в связи со вступлением его на Патриарший престол
  Во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков храм Воскресения Христова не очень сильно пострадал. Была только разрушена частично колокольня, и храм можно было бы восстановить. Но советская власть запретила восстановление. Одно время церковь была складом плодоовощного завода. Потом храм пришёл в запустение. По просьбам прихожан и по молитвам Владыки Витебского и Полоцкого Дмитрия правящие власти в 1989 году разрешили восстановление храма.
О протоиерее Николае Катковском
Восстановление  храма Воскресения Христова г.Дисна
Возобновились и крестные ходы по городу во время праздника в честь иконы Божьей Матери “Одигитрия”. Икону торжественно несут через весь город к храму на кладбище, освящённому в её честь, там совершают молебен с чтением акафиста и потом несут икону обратно в храм Воскресения Христова.  Икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия” сегодня находится в храме.  Она выглядит  так, словно  недавно написана. На самом деле икона, конца 16 начала 17 века, очень древняя, намолена и от неё исходит такое спокойствие и любовь, что рядом с ней забываются все беды и печали. И ещё, где бы ты в храме ни стоял, глаза Божией Матери смотрят на тебя, и ты постоянно чувствуешь её любовь и защиту. Игорь Вячеславович Сурмачевский, профессиональный минский художник, реставратор, дизайнер и коллекционер, более двадцати лет занимающийся реставрацией древних икон, недавно её реставрировал. Он сделал это бесплатно.  Нет только на ней серебряного оклада, который был до того, как обворовали церковь. А случилось это в 1980 году. Богохульники проникли в храм иконы Божией Матери “Одигитрия”, который находится на кладбище. Они похитили многие старинные иконы и церковную утварь. Чудотворную икону Божией Матери “Одигитрия” они дотащили до окна, но вынести её не смогли. Забрали только оклад, который так и не найден. “…С Нее сорвали серебряные одежды, оставив белые раны на вековом левкасе. Ее бросили на пол. Пыльный след кроссовки современного варвара запятнал одежды Богоматери.… Но образ воскрес и преобразился, поправ все материальное…" -  написал с любовью о нашей иконе художник-реставратор.
          
  Храм выглядел плачевно: колокольня была разрушена, купол нуждался в ремонте, полов в храме не было, кирпичная кладка была повреждена. Взялись, казалось бы, за невозможное, за восстановление. Ездили по окрестным деревням и рассказывали о благом начинании. По Божьей воле были собраны средства и уже через два года в 1991 году  храм был восстановлен.
Вид Воскресенской церкви во время распада СССР Вид храма Воскресения Христова г.Дисна до восстановления
Вид Воскресенской церкви во время распада СССР Вид храма Воскресения Христова г.Дисна до восстановления
Вид храма Воскресения Христова г.Дисна до восстановления Вид храма Воскресения Христова г.Дисна до восстановления
Вид храма Воскресения Христова г.Дисна до восстановления Вид храма Воскресения Христова г.Дисна до восстановления
Святая путеводительница и покровительница г.Дисны - Одигитрия
  Ночью, после пыток и издевательств, обоих обречённых, а также хлопотавших за них женщин повели на расстрел. Вскоре женщин расстреляли в спешке по дороге, а священнослужителей повели дальше. Путь их лежал через большой кустарник, и священник Алексий Соколов предложил отцу Константину бежать. Но он ответил: «Я никому ничего плохого не сделал, и что Бог пошлёт, то и буду терпеть».
   Этому батюшке удалось спрятаться в кустах; он-то и рассказал людям о последних словах и страданиях отца Константина. Конвоиры заставили его выкопать яму, а затем бросили в неё священника живым. Он поднялся, просил, чтобы его застрелили, но мучители стали бить его лопатой по голове, по рукам, отсекли ему ухо, клочьями вырывали ему волосы. Оглушённый ударами, отец Константин упал на дно ямы, и его забросали землёй. Спустя какое-то время он пришёл в себя и пробовал выбраться из  ямы. Ему совсем немного оставалось для того, чтобы  освободиться, но не хватило сил.     
     Отец Константин до самого конца нёс свой крест, оставаясь истинным пастырем и христианином.
     После канонизации, которая состоялась 4 июня 2011 года, прихожане храма обращаются к отцу Константину как к своему святому, просят у него помощи и молитв.      
Икона Божией Миатери "Одигитрия" в серебряном окладе Икона Божией Матери "Одигитрия" реставрированная Крестный ход в Дисне 2014 год
Икона Божией Миатери "Одигитрия" в серебряном окладе Икона Божией Матери "Одигитрия" реставрированная Крестный ход в Дисне 2014 год
О священномученике  Константине Жданове, пресвитере Шарковщинском
По молитвам архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, а также  жертвователей  и тружеников  храм обновлён и ждёт всех верующих  православных  христиан, которые ищут  спасения, назидания и благодати Божией. А в 2013 году в церкви смонтировано отопление.  Приезжайте  в храм Воскресения Христова г.Дисна и сами убедитесь, какая красота и благодать в этой церкви.
Отец Константин и его сын Георгий. Фотоснимок 1916 года. Церковь в Шарковщине, где читал свои проповеди отец Константин
Отец Константин и его сын Георгий. Фотоснимок 1916 года. Церковь в Шарковщине, где читал свои проповеди отец Константин
История мученической смерти отца Константина в иконографии Рака священномученика Константина
История мученической смерти отца Константина в иконографии Рака священномученика Константина
  Последний ремонт  изменил храм Воскресения Христова до неузнаваемости. Наверное, таким прекрасным он не был до сих пор никогда. И «виновник» этого - священномученик Константин, пресвитер Шарковщинский. Существует предание  жителей деревень, расположенных недалеко от Шарковщины,  о замечательном батюшке, который очень любил Бога и простой народ.  Как вспоминают женщины, он молился и за тех, кто не имел возможности подать жертву. А какие были у него проповеди!? Люди рассказывали, что плакали, когда говорил батюшка, многие исправлялись и начинали жить по-христиански. Его все любили.
  Родился отец Константин Жданов в 1875 году вторым ребёнком в большой священнической семье, насчитывающей девять детей. Получил духовное образование в Вильно. В мае 1900 года, по кончине своего отца протоиерея Димитрия Жданова, был назначен вместо него настоятелем Свято-Успенского прихода. Отца Константина арестовали весной 1919 года. Когда об этом узнали прихожане, они попытались вызволить своего пастыря из неволи, предлагая за него даже выкуп. Их прогоняли, оскорбляли, но они продолжали настаивать на своём. Чтобы избавиться от просителей, власти отправили арестованного священника в Дисну. Там вместе с отцом Константином содержался и настоятель Язненской Спасо-Преображенской церкви священник Алексий Соколов.
Духовная связь Патриарха Московского и всея Руси Тихона с храмом Воскресения Христова г.Дисна
 
 
Храм Воскресения Христова г.Дисна в 13 веке Крест Дисненского братства Вид храмов Дисны до 1882 года: Воскресенский новый, Воскресенский старый, Свято-Николаевский  (справа налево). Фото прислал Александр Богович Храм Воскресения Христова г.Дисна 1903 год. Фото Павла Волынцевича
Храм Воскресения Христова г.Дисна в 13 веке Крест Дисненского братства Вид храмов Дисны до 1882 года: Воскресенский новый, Воскресенский старый, Свято-Николаевский (справа налево). Фото прислал Александр Богович Храм Воскресения Христова г.Дисна 1903 год. Фото Павла Волынцевича
Воскресенская церковь.1914 год. Фото прислал Александр Богович 1939 год. Ремонт Воскресенской церкви.  Фото прислал Александр Богович
Воскресенская церковь.1914 год. Фото прислал Александр Богович 1939 год. Ремонт Воскресенской церкви. Фото прислал Александр Богович
Санкт-Петербург
типография Императорской Академии Наук
1883
1857 год
Литовской консистории, от 11 января за № 64, о распределении церквей Дисненскаго уезда на четыре благочиния: Дисненское, Глубоцкое, Друйское и Поставское.

…предлагаю консистории: 1) церкви Дисненскаго уезда распределить на четыре благочиния, Дисненское, Глубоцкое, Друйское и Поставское; 2) Дисненское благочиние составить из десяти церквей: Дисненской Воскресенской, Дисненской Николаевской, Цветинской, Пуцяцинской, Язненской, Блошницкой, Черневицкой, Лужецкой, Ново-Поржецкой и Залесской; 3) Глубоцкое благочиние составить тоже из десяти церквей: Глубоцкой, Ковальской, Голубицкой, Псуйской, Свильской, Плиской, Заборской, Осиногородской, Верхнянской и Сороцкой; 4) Друйское благочиние составить из девяти церквей: Голомысльской, Григоровицкой, Узміонской, Леонпольской, Друйской Преображенской, Друйской Благовещенской, Череской, Перебродской, Иказненской; 5) Поставское благочиние составить из одинадцати церквей: Старо-Шарковщизнянской, Ново- Шарковщизнянской, Игуменовской, Рымковской, Ново-Погостской, Іодской, Юдыцынской, Замошской, Богинской, Козянской, Поставской; 6) благочинными Дисненским и Глубоцким оставить по прежнему протоіерея Феодора Соловьевича и священника Флора Рожинскаго; 7) благочинным Друйским назначить бавшаго Дисненским вице-благочинным священника Голомысльской церкви Павла Бирюковича; 8) благочиние Поставское вверить управлению бывшаго Глубоцкаго вице-благочиннаго Сторо-Шарковщизнянской церкви священника Іоанна Сушкевича…

Записки Іосифа Митрополита Литовскаго изданныя Императорскою Академиею Наук по завещанию автора
том ІІІ, стр. 1185
Источник:
Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне : Т. 1- Документы и материалы, относящиеся к истории Отечественной войны 1812 г.
http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003845920/viewer/?page=194
Материалы прислал Михаил Пахирко
История храма Воскресения Христова г.Дисна
Протоиерей Геннадий Короневский, настоятель храма Воскресения Христова г.Дисна

Матэрыялы даслаў Павел Лаўрыновіч
Гісторыя праваслаў’я ў Дзісне мае даўнія карані. Царква Уваскрасеньня Хрыстова ўзгадваецца ў 13-м стагодзьдзі, з 1633 года пры царкве існаваў праваслаўны мужчынскі манастыр, дзейнічала праваслаўнае брацтва. У 1726 годзе на сродкі дзісненскіх мяшчан Цімафея і Ганны Барадульскіх была пабудавана новая Уваскрасенская царква на месцы старой, згарэўшай пры пажары. У 1810 годзе манастыр зачынены, а Уваскрасенскую царкву перадалі беламу духавенству. Гэты драўляны храм згарэў падчас моцнага пажару 16 чэрвеня 1882 года,частка унутранага аздабленьня  была выратавана.

12.05.1870 года была асьвечана новая каменная царква Уваскрасеньня Хрыстова, пабудаваная на сродкі казны і ахвяраваньні. Самы вялікі грашовы ўнёсак зрабіў генерал-губернатар М.Мураў’ёў. На доўгія гады храм стаў галоўным у Дзісненскім павеце.
Пожар церквей в Дисне. ЛЕВ №26  июнь 1882 года
Пожар церквей в Дисне. ЛЕВ №26 июнь 1882 года
Материалы прислал Андрей Барановский
Источник: Вестник Виленского св.-Духовского Братства. 1907. №2. С. 36.
Источник: Вестник Виленского св.-Духовского Братства. 1907. №2. С. 36.
Источник: Вестник Виленского св.-Духовского Братства. 1913. №19. С. 346-351
Источник: Вестник Виленского св.-Духовского Братства. 1913. №19. С. 346-351
1795 года месяца августа 9 дня Минской Губернии Дисненскаго Уезда, в томже Городе Дисне, Монастиря Мужескаго Грекороссийскаго Воскресенскаго, принадлежащаго к Минской Епархии, Первенствующий в оном Монастире иеромонах Михаил Жагун.

По силе состоявшагося 1794 года Июня 23 дня ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и в народ публикованнаго указа дал сию ведомость о монашествующих упомянутаго монастыря по самой истинне не изключая ни единаго.

Первенствующий Монастиря иеромонах Михаил Жагун из мещан - 54 года - Строитель

Иеромонах Ираклий Зниркевич из мещан - 44 года - Казначей

Иеродиакон Феодосий Грибовски из мещан - 45 лет - исправляет должность Економа

Источник:
Государственный исторический архив Литвы
фонд 515 - опись 15 - дело 112.
Страницы 302 - 303.

Орфография оригинала сохранена.
Ведомость
о
Духовных лицах Монастыря мужескаго
Грекороссийскаго Воскресенскаго Дисненскаго
Ревиская Скаска
о
Светских церковно служителях Дисненскаго Мужескаго Воскресенскаго Благочестиваго Монастыря
1795 года месяца августа 9 дня Минской Губернии Дисненскаго Уезда в Дисне Городе находящагося Мужескаго Воскресенскаго Благочестиваго Монастиря Пребывающый оного Строитель иеромонах Михаил Жагун по силе состоявшагося 1794 Года июня 23 дня ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и в народ публикованаго указа дал сию скаску о находящыхся при упомянутом Монастире светских церковно служителях из такового звания произшедших и в поголовную перепись нигде не входящых по самой истине без всякой утайки.

Илия Спиридонов сын Сущевич вдов, из церковнослужителей, исповедания грекороссийскаго, 48 лет - дьячок

Димитрий Мокиев сын Сатковский, из униятских священических детей, исповедания грекороссийскаго, 47 лет - пономарь.

     У него жена Мария, дочь Петра Тарнавскаго, из мещан, исповедания грекороссийскаго - 42 года

          У них дети:
                               сын Илия, при родителях, обучается российской грамоте - 12 лет

                               дочери: Мария - 8 лет, Елена - 5 лет  - при родителях

Стефан Николаев сын Косткевич, из мещан, исповедания грекороссийскаго - 18 лет - послушник - в монастыре с 1791 года в надежде принятия монашества

Источник:
Государственный исторический архив Литвы
фонд 515 - опись 15 - дело 112.
Страницы 304 - 305.

Орфография оригинала сохранена.