Архив новостей
прихода храма
Новости Православной Церкви
Полоцкая Епархия
 
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Но первоначально этот Животворящий Крест не был сохранён христианами, не был достоянием верующих. В течение целых трёх столетий не было даже известно точное место, где эта христианская святыня укрыта.
Историк 4 века Евсей свидетельствует, что римские императоры-язычники, враги христианства, пытались полностью уничтожить память о святых местах, связанных с жизнью и крестной смертью Иисуса Христа. Были засыпаны землёй Голгофа и Гроб Господень, а на искусственном холме построено языческое капище Венеры и Юпитера. Благоговейно хранимое в памяти верующих и прочно отмеченное язычниками, хотя и оскверненное ими, святое место смерти Господней оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Этот христолюбивый император, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы по Божественному устроению трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами.
И вот император Константин "не без  внушения свыше, но побуждаемый Духом Самого Спасителя" решил не только отыскать Честное Древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и построить над ним храм. Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать - благочестивая царица Елена. В 326 году Елена отправилась в святую землю с целью  отыскать и посетить  места, освящённые главнейшими событиями жизни Спасителя. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру Гроба Господня и Честное Древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказавший ей помощь в её святом деле. По преданию, в деле обретения Честного Креста Господня помог один еврей, по имени Иуда. Он привёл Елену к  тому месту, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней и где некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место - место распятия Христа.  Рывшим землю и всем присутствовавшим указывало эти места чудесное благоухание, исходившее из глубины земли. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Спасителя. Однако теперь она лежала отдельно от крестов, и поэтому не было возможности узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель. Тогда патриарх Макарий предложил произвести испытание: найденные кресты были перенесены к одру находящейся при смерти женщины.  Вознёсши молитву, чтобы Крест Христов был указан через исцеление этой женщины, патриарх Макарий в присутствии царицы Елены и множества народа начал возлагать кресты на болящую. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действа, но прикосновением третьего больной чудесно было возвращено здравие. На обратном пути было получено ещё более чудесное доказательство, что исцеливший болящую есть истинный Крест Христов. Патриарх Макарий, встретив несших для погребения тело умершего, снова начал возлагать один за другим кресты, - и умерший воскрес от прикосновения того же креста, который показал свою чудодейственную силу над болящей.
В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как вследствие множества народа не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх  Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста  Господня.
Велико значение этого праздника в богослужебном круге церкви. Он относится к двунадесятым, то есть к 12 главным праздникам и обозначен постом. Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. И ныне, в день праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать  благоговейное поклонение Честному Древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на  благодарных сердцах наших, а вещественный образ его - перед нами в храме и на нас - на нашей груди, в наших жилищах.
"Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся..."

     Пресс-служба храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
14/27 сентября 320 года во святом граде Иерусалиме  совершилось незабываемое событие. В этот день согласно Александрийской хронике века святая царица Елена обрела великую святыню - Животворящий Крест Господень. Спустя 15 лет после этого события в 335 году благочестивый император Константин, сын Елены, воздвигнет на Голгофе на месте обретения Креста Господня великолепный Храм, который станет Храмом Воскресения Христова.
Так возникает ещё один величайший из христианских праздников - праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.