Архив новостей
прихода храма
Новости Православной Церкви
Полоцкая Епархия
 
На 3-м и 6-м часе

Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением свяшеннослужителя к Небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви - Господь всюду услышит.

В  начале  Литургии

Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия Небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам». В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу-хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: "Святый Ангел-хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня".

Чтение  Апостола и  Евангелия

Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: "Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение". В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем.

На  ектениях

Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет «Господи помилуй…» трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: «Помилуй нас!» Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных.

«Иже  Херувимы» и Великий вход

Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии Небесном. При возгласе «Мир всем!», изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: "Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя". Когда слышишь возглас «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…»- помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе «Благодарим Господа…» особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои, особенно тяжкие, и просить прощения за них у Господа.

Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.
Как молиться во время Литургии

Ектения - название последовательности молитвенных прошений.
Великая (мирная) ектения содержит прошение о всём мире. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».
Малая ектения -  это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».
Сугубая ектения - на прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».
Ектения об оглашённых, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения). Она совершается после сугубой ектении.
Антифоны поёт  хор.
Первый антифон представляет собой 102 псалом: «Благослови, душе моя, Господа…»
Второй антифон состоит из 145 псалма: «Хвали, душе моя, Господа…»
После пения Второго антифона отверзаются Царские Врата и поется
Третий антифон, состоящий из Заповедей Блаженства. "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи..."
Вход - торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом которой является вход через Царские  врата в алтарь..
Малый вход - вход с Евангелием, совершеается до окончания пения третьего антифона.
Великий вход - Вход со Святыми Дарами.
Как часто бывает, что  не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний даже на богослужении. Порой спохватываемся, что за своими суетными мыслями не слышим ни церковного пения, ни чтения…
Публикуем наставление  святителя Серафима  Дмитровского, которое показалось нам очень познавательным и полезным, и полагаем, что оно поможет нам избежать рассеянности ума во время Литургии.