Проект общего воссоединения белорусско-украинских униатов с православными
(1828-1839) и степень его самостоятельности

Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия
 
Продолжение

З.Я. Корнеев видит три причины сложившейся неблагоприятной для Православия ситуации.

Первая, состоит в слишком поспешном и неправильно организованном обращении униатов, когда чиновники не убеждались в общем желании крестьян перейти в Православие, а православные священники-миссионеры не прилагали должных усилий для убеждения людей в истинности православной веры. Зачастую воссоединение состояло в том, что церкви объявлялись православными, и главное внимание присланными из Смоленской епархии православными священниками уделялось правильному исполнению непривычных белорусскому населению обрядов. При этом Корнеев подчеркивает, что простые униаты привыкли в церквах слушать поучения на польском языке, чего присланные православные священники из-за недостаточной образованности исполнить не могли, «чрез что совершенно сделались отвратительными народу»[29].

Вторая причина, по мнению губернатора, заключается в отчуждении воссоединившихся с Православной Церковью и оставшихся униатами. Корнеев подчеркивает, что народ не имеет твердого «понятия о униатском исповедании веры, ни мало не противится и благочестивому; но тем токмо огорчен, что, по обращении церквей их из униатских в благочестивые, лишились они всех выгод, коими прежде пользовались, a именно перестали униатские священники из соседних приходов ходить к ним с крестами и образами, в храмовой и прочие праздники для процессии, от чего по местечкам и селам пресеклось стечение народа, убавились торги и ярмарки; лишились жители средств продавать свои продукты и покупать нужное; забавы и свидания с родными из других деревень прекратились, и они увидели себя вдруг аки осиротевшими и отчужденными от всякого сообщества: ибо, за строгим запрещением униатским попам давать требы прихожанам благочестивых церквей, не принимают их нигде в праздники и по другим селениям, но бегают и чуждаются»[30].

Обособленное положение немногочисленных православных приходов среди множества униатских люди переживали тяжело. Поэтому некоторые из воссоединенных, не понимая разницы между Православием и Унией, желали, чтобы все сельские общины были одинаково либо униатскими, либо православными «дабы по прежнему иметь сношение со всеми беспрепятственное и пользоваться общими для жизни выгодами»[31].

Третьи причина проблем видится Корнееву в том, что православные храмы находятся в упадке. Приходы из-за своей малочисленности не соответствуют своему статусу и не могут содержать свои церкви в надлежащем благолепии. Поскольку «нет и не было общей и доброй воли поселян к принятию благочестия, a большая часть держатся униатства, некоторые ж сделались римскокатоликами, то и остаются повсюду обращенные на благочестие церкви пусты, без всякаго необходимого благолепия, так что священникам совершать богослужения не на чем»[32].

Во всех исследованных православных приходах Корнеев не обнаружил единодушной твердости прихожан в Православии. В то же время он сообщает, что никто из верующих не стремится обратно в Унию, но только люди желают восстановить вероисповедное единство со своими соседями и родственниками.

Это наблюдение подтолкнуло Корнеева к изучению настроений и пожеланий униатских священников. В разговорах с ними он выяснил, что они видят разницу между Православием и Унией в признании униатами Римского Папы главой Церкви и исповедании ими исхождения Святого Духа от Отца и Сына. В остальном опрошенные священники полагали, что Православие и Уния «в существе суть едино, и все богослужение производится по русским книгам грекокатолического исповедания»[33].

Разузнав это, Корнеев спрашивал: «Для чёго ж, ведая основание вер сих в существе единым, не стараются они присоединиться к господствующей грекокатолической (т.е. православной - грекокафолической - А.Р.) вере, так как предки их по единому господствию римскокатолической веры сделались униатами, на что от многих ученых и хороших поведением попов, по некоторой беседе с ними, видел довольную преклонность и желание присоединиться, но останавливает их одна опасность духовного своего начальства, которое, удержав прочих униатами, может и их подвергнуть подобным обстоятельствам, в каких находятся 23-ть приходов, обращенных на благочестие»[34].

Далее Корнеев предлагает проект не только исправления межконфессиональной ситуации, но и дальнейшего воссоединения униатов.

Он сообщает императору, что предложил Архиепископу Минскому и Волынскому Иову (Потемкину), чтобы тот распорядился не препятствовать православным прихожанам обращаться за совершением треб к униатским священникам, что и было исполнено. Тем самым, по мнению минского губернатора, снималось межконфессиональное напряжение[35]. Затем он советовал местному епархиальному начальству обратить внимание на подбор православного духовенства. Нужно было отказаться от приглашения священников со стороны, а привлекать к приходскому служению лишь местных священнослужителей, владеющих польским языком и «искусных к научению народа»[36].

Удивительно, что З.Я. Корнеев решал вопросы такого масштаба без обращения к руководству Православной Церкви, но его инициатива с позволением верующим обращаться за духовными требами к священнослужителям разных конфессий была направлена не только на успокоение межконфессиональной ситуации, но и на продолжение воссоединения униатов.

Дело в том, что такое разрешение вело к хаосу, когда невозможно было разобраться - к какому церковному объединению относятся люди, прихожанами какого храма они являются. Это было нарушение порядка, в исправлении которого были заинтересованы священники как Православной, так и Униатской Церквей. Поэтому вполне логичным представляется следующее предложение Корнеева, состоящее в том, чтобы для сохранения общего порядка обязать униатские приходы подчиняться Минскому архиепископу Иову в ведении метрических книг и составлении ведомостей наравне с православными приходами. Корнеев объяснял это нововведение тем, что униаты никогда прежде не заводили у себя правильный порядок метрических записей, а униатское начальство было слишком удалено и не могло следить за исполнением этой обязанности приходским духовенством. Минский губернатор полагал, что будет полезно подчинить архиепископу Иову униатов в ведении церковной документации, касающейся фиксирования актов гражданского состояния. Этим средством, пишет Корнеев, «сохранится сведение о соблюдении народом обязанности своей по совестному каждого исповеданию веры»[37].

Далее Корнеев описывает последствия такого шага. По его мнению, тесное взаимодействие униатских священников с Минским православным епархиальным начальством может подтолкнуть униатов к сближению с православными и даже к переходу униатских священников  в Православие вместе со своими приходами. Корнеев считает такую надежду оправданной, т.к. отмечает тесную связь униатского духовенства, о котором он отзывается очень высоко, считая его высокообразоанным, ведущим благочестивый образ жизни и деятельно наставляющим народ словом проповеди, и простого униатского народа, доверительные отношения между ними, так что народ «готов следовать за ними повсюду»[38].

Т.о., Корнеев считал главным обращение в Православие униатских священников. Чтобы облегчить им присоединение к Православной Церкви, он советовал оставлять им латинское священническое одеяние и бритье бород. В церквах Корнееев советовал на первых порах ничего не менять, в частности не настаивать на восстановлении иконостасов «ибо перемена вещей сих великое имеет влияние на народ, который и могут и умеют держать они в повиновении»[39].

Анализ рапорта З.Я. Корнеева открывает, что минский губернатор на основании лично собранной информации предлагал продолжить воссоединение униатов, используя иерархический подход, т.е. не обращаясь к простым верующим, относясь терпимо к их привычкам и сложившимся церковным традициям. При этом он советовал организовать тесное соприкосновение православного священноначалия и униатского духовенства, а также не требовать перемены священниками своего внешнего вида. Все эти элементы присутствуют как в первом, так и во втором плане проекта, разработанного Семашко.

Рапорт З.Я. Корнеева был известен Иосифу Семашко в начале 1828 г. Об этом свидетельствует «Записка об упразднении греко-униатских монастырей в Западной России», датированная 28 февраля 1828 г. и подготовленная в канцелярии министра народного просвещения А.С. Шишкова при участии прелата Иосифа. В этом документе мысли Корнеева кратко разбираются и критикуются[40]. Однако неизвестно, был ли митрополит Иосиф знаком с этим документом в момент написания своей «Записки о положении в России Униатской Церкви…», т.е. в начале ноября 1827 г. Можно предположить, что этот текст был ему не знаком, т.к. вряд ли правительственные делопроизводственные документы такого высокого уровня доводились до представителей католического духовенства. В то же время представляется достаточно очевидным, что при составлении второго плана проекта воссоединения Семашко не просто учитывал, но использовал идеи З.Я. Корнеева, заключавшиеся в том, чтобы: 1) подчинить униатское духовенство руководству Православной Церкви с целью постепенного слияния униатских духовных лиц с православным клиром; 2) не требовать от греко-католических священнослужителей, склонных к Православию, перемены их внешнего вида, чтобы облегчить для них переход в Православие.

При этом идеи Корнеева автор воссоединительного проекта привлекал творчески, применяясь к сложившимся условиям. В частности, Корнеев предлагал не касаться литургической сферы жизни белорусско-украинских униатов. В первом плане Семашко тоже ничего не говорит о вмешательстве в эту очень чувствительную для простых верующих сторону церковной жизни. Однако, после 1834 г. митрополит Иосиф развернул широкомасштабную литургическую реформу, пойдя против совета Корнеева, исходя из собственных соображений.

Из всего сказанного следует, что проект общего воссоединения, предложенный митрополитом Иосифом (Семашко) в 1827 г., создавался без знакомства с проектами конфессиональных обращений прежних времен, но не на пустом месте. В нем использовался опыт деятельности митрополита Ираклия (Лисовского), а также некоторые идеи минского губернатора З.Я. Корнеева. В то же время сама постановка проблемы, а также соотношение разных элементов проекта и их применение в зависимости от складывавшихся обстоятельств представляли собой самостоятельное творчество митрополита Иосифа (Семашко). Предложение разорвать союз части Белорусской и Украинской Церкви с Римом через пробуждение в духовенстве религиозной неудовлетворенности и исторической памяти, отказ от репрессий в отношении оппонентов, глубокий взгляд на проблему и проч. - все это открывает в митрополите Иосифе самобытный талант, если не сказать гениальность.



ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Записка, составленная ассесором коллегии, прелатом Иосифом Семашко 5 ноября 1827 года, о положени в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной // Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора (в дальнейшем ЗИМЛ): в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). - Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. - Т. 1. - 745 с. - С.387-398.

[2] Там же. - С. 394.

[3] Там же. С. 396.

[4] Записка от 1 декабря 1838 г., о способах порешить окончательно воссоединение униатов с Православной Церковью // ЗИМЛ. - Т. 2. - С. 78-84. - С. 79.

[5] Записка, составленная асессором коллегии, прелатом Иосифом Семашко 5 ноября 1827 года…  // ЗИМЛ. - Т. 1. - С. 394.

[6] Там же. - С. 388.

[7] Галадза, П., свяшченнік. Літургічне питання і розвиток богослужень напередодні Берестейскоі уніі аж до кінця XVII століття / свяшченнік П. Галадза // Берестейська унія та внутрішне жіття Церкви в ХVII столітті: матеріали Четвертих Берестейських читань, Львів, Луцьк, Киів, 2-6 жовтня 1995 р. / ред. Б.Гудзяк. - Львів : Інститут Історіі Церкви Львівськоі Богословськоі Академіі, 1997. - С. 5-6.

[8] Пері, В. Берестейська унія у римскому баченні / В. Пері // Історичний  контекст, укладнення Берестейськоі уніі і перше поунійне покоління: Матеріали Перших «Берестейських читань». - Львів, 1995. - С.7-25. - С. 19 ; Об этом же см. : Дмитриев, М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной Унии 1595-1596 гг. / М.В. Дмитриев. - Москва : Издательство Московского университета, 2003. - 320 с. - (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 22; Сер. II, Исторические исследования: 7).

[9] Романчук, А., протоиерей. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности / протоиерей А. Романчук. - Москва - Минск : Издание Общества любителей церковной истории, 2015. - 443 с. - С. 250-313.

[10] Записка от 26 июля 1832, о ходе униатского дела // ЗИМЛ. - Т. 1. - С. 596-606. - С. 601-602.

[11] Черновая записка от 15 октября 1832, о разных мерах, которые следовало бы принять по униатскому делу // ЗИМЛ. - Т. 1. - С. 606-615.

[12] Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. Историческое исследование по архивным документам П.О. Бобровского / П.О. Бобровский. - Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1890. - 394 с. - С. 364.

[13] Лопухин, А.П. История Христианской Церкви в XIX в.: в 2 т. / А.П. Лопухин. - Петроград, 1900. - Т. 1: Инославный христианский Запад. - 588 с. - Приложение к духовному журналу «Странник». - С. 13-14.

[14] Развитие самобытности Унии в австрийских владениях закончилось появлением феномена украинства (об этом см. : Филевич, И.П. Вопрос о воссоединении западно-русских униатов в его новейшей постановке / И.П. Филевич. - Варшава : Типография Варшавского учебного округа, 1891. - 31 с.), исполнение исторического предназначения которого наблюдается в наши дни.

[15] Романчук А., протоиерей. Указ. соч. - С. 48-87.

[16] ЗИМЛ. - Т. 1. - С. 55.

[17] Мирон. Иосиф Шумлянский, последний православный епископ львовский, и его «Метрика» / Мирон  // Киевская старина. - 1891. - Т. XXXIII. - С. 337-362 ; -  Т. XXXIV. - С. 1-21 ; Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов. - Киев : В университетской типографии, 1871. - Т. IV. - Ч. 1. Акты об Унии и состоянии православной церкви с половины XVII века. - 746 с. - С. 37-49, 72, 74-75 ; Сводная галицко-русская летопись с 1600 по 1700 год // Литературный сборник, издаваемый Галицко-русскою Матицею. 1872 и 1873. - Львов : Из типографии Ставропигийского Института, 1874. - 700 с. - С. 634-635, 641-647.

[18] Евгений (Булгарис), архиепископ. Записка архиепископа Евгения Булгариса о лучшем способе воссоединения униатов с православною церковью / архиепископ Евгений (Булгарис) // Христианское чтение. - 1887. - Ч. 2. - С. 19-93.

[19] Рапорт Минского губернатора Корнеева имп. Павлу о Православии в Минской губернии. 6 июля 1797 г. // Русский архив. - 1869. - Т. 12. - Стлб. 1559-1566.

[20] Там же. Стлб. 1559-1560.

[21] Там же. Стлб. 1560.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Там же. Стлб.1560-1561.

[25] Добрынин, Г. Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске. 1752-1823: в 3 ч. / Г. Добрынин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Печатня В.И. Головина, 1872. - 380 с. - С. 296-302.

[26] Рапорт Минского губернатора Корнеева… Стлб. 1561.

[27] Там же.

[28] Письма А.Ф. Лабзина к З.Я. Карнееву // Русский Архив. - 1892. - № 12. - С. 353-392.

[29] Рапорт Минского губернатора Корнеева… Стлб. 1561-1562.

[30] Там же. Стлб. 1562.

[31] Там же. Стлб. 1562-1563.

[32] Там же. Стлб. 1563.

[33] Там же. Стлб. 1564.

[34] Там же.

[35] Там же. Стлб. 1565.

[36] Там же. Стлб. 1564.

[37] Там же. Стлб. 1565.

[38] Там же. Стлб. 1566.

[39] Там же.

[40] Записка об упразднение греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. - 1870. - Т.1. - С. 517-538. - С. 525.



БИБЛИОГРАФИЯ

Источники и литература

Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов. - Киев : В университетской типографии, 1871. - Т. IV. - Ч. 1. Акты об Унии и состоянии православной церкви с половины XVII века. - 746 с.
Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. Историческое исследование по архивным документам П.О. Бобровского / П.О. Бобровский. - Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1890. - 394 с.
Галадза, П., свяшченнік. Літургічне питання і розвиток богослужень напередодні Берестейскоі уніі аж до кінця XVII століття / свяшченнік П. Галадза // Берестейська унія та внутрішне жіття Церкви в ХVII столітті: матеріали Четвертих Берестейських читань, Львів, Луцьк, Киів, 2 - 6 жовтня 1995 р. / ред. Б.Гудзяк. - Львів : Інститут Історіі Церкви Львівськоі Богословськоі Академіі, 1997. - С. 5-6.
Дмитриев, М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной Унии 1595-1596 гг. / М.В. Дмитриев. - Москва : Издательство Московского университета, 2003. - 320 с. - (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 22; Сер. II, Исторические исследования: 7).
Добрынин, Г. Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске. 1752-1823: в 3 ч. / Г. Добрынин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Печатня В.И. Головина, 1872. - 380 с.
Евгений (Булгарис), архиепископ. Записка архиепископа Евгения Булгариса о лучшем способе воссоединения униатов с православною церковью / архиепископ Евгений (Булгарис) // Христианское чтение. - 1887. - Ч. 2. - С. 19-93.
Записка об упразднение греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. - 1870. - 2 изд. - Т.1. -  С. 517-538.
Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). - Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. - Т. 1. - 745 с.
Лопухин, А.П. История Христианской Церкви в XIX в.: в 2 т. / А.П. Лопухин. - Петроград, 1900. - Т. 1: Инославный христианский Запад. - 588 с. - Приложение к духовному журналу «Странник».
Мирон. Иосиф Шумлянский, последний православный епископ львовский, и его «Метрика» / Мирон // Киевская старина. - 1891. - Т. XXXIII. - С. 337-362 ; -  Т. XXXIV. - С. 1-21.
Пері, В. Берестейська унія у римскому баченні / В. Пері // Історичний контекст, укладнення Берестейськоі уніі і перше поунійне покоління: Матеріали Перших «Берестейських читань». - Львів, 1995. - С.7-25.
Письма А.Ф. Лабзина к З.Я. Карнееву // Русский Архив. - 1892. - № 12. - С. 353-392.
Рапорт Минского губернатора Корнеева имп. Павлу о Православии в Минской губернии 6 июля 1798 г. // Русский архив. - 1869. - Т. XII. - Стлб. 1559-1566.
Романчук, А., протоиерей. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности / протоиерей А. Романчук. - Москва - Минск : Издание Общества любителей церковной истории, 2015. - 443 с.
Сводная галицко-русская летопись с 1600 по 1700 год // Литературный сборник, издаваемый Галицко-русскою Матицею. 1872 и 1873. - Львов : Из типографии Ставропигийского Института, 1874. - 700 с.
Филевич, И.П. Вопрос о воссоединении западно-русских униатов в его новейшей постановке / И.П. Филевич. - Варшава : Типография Варшавского учебного округа, 1891. - 31 с.