В таких условиях в среде греко-католического клира закономерно начали появляться люди, для которых Православие уже не казалось духовно неприемлемым, а Речь Посполитая не была более близкой, чем Российская империя. Проправославные настроения еще не были заметны у патриотов Унии в 1800-1810-е гг., когда на острие борьбы стояли митрополиты Ираклий (Лисовский), Григорий (Коханович), архиепископ Иоанн Красовский, члены Брестского епархиального капитула. Тогда еще существовала надежда на то, что Униатскую Церковь можно оздоровить и сделать достаточно устойчивой против воздействий как с православной, так и с латинской стороны. Однако по мере того, как сторонники латинизации и полонизации одерживали верх на сторонниками самобытности Унии[50], а также по мере выхода на историческую сцену нового поколения униатской интеллектуальной элиты, представленной выпускниками Главной католической семинарии при Виленском университете, где преподавание было построено на принципах иосифизма[51], среди греко-католического духовенства появляются люди с отчетливо выраженными православными симпатиями. 

Об эволюции настроения наиболее образованной и энергичной части униатского клира свидетельствуют воспоминания его представителей. В частности, архиепископ Антоний (Зубко) писал о своих мыслях в 1820-е гг.: «Я видел ясно несправедливость гнета польского ультрамонтанства над унитами. Я возмущался при мысли о низком состоянии, в котором находились униты, и во мне возбуждалось рвение содействовать, по мере моих сил, к возвышению их путем просвещения»[52]. В свою очередь в «Записках» митрополита Иосифа (Семашко) содержится воспоминаниях о тех размышлениях, которые стали следствием его участия в управлении Луцкой епархии в 1820-1822 гг. Владыка писал: «Я ознакомился ближайшим, так сказать ощутительным образом, с весьма затруднительным, если не бедственным положением униатов между Православною и Римско-Католическою Церковью. На них православные нападали с явным ожесточением, тесня их по разным делам, часто видимо несправедливым; римляне же брали от них все без огласки, под видом дружбы. Это заставило меня часто призадумываться, и признаюсь, в сердце своем я извинял более православных, нежели римлян. Первые, по крайней мере, враги и не без повода, думал я, униаты обыкновенно отплачивают им тоже враждой: но за что же их обижают друзья»[53].

Возрастание симпатий к Православной Церкви среди молодого поколения образованных униатов в конечном итоге привело к появлению проекта общего воссоединения, предложенного наиболее решительным и бескомпромиссным из них - прелатом Иосифом Семашко - в 1827 г. Свою мотивацию Семашко объяснил тем, что путем самостоятельных богословских изысканий он пришел к выводу о том, что Православие является хранилищем Истинного Христианства. Кроме того, в процессе своей практической церковной деятельности он убедился в бесперспективности попыток оздоровить Униатскую Церковь и остановить ее слияние с Польским Католичеством. «Я давно уже убедился, - писал он в своих «Записках», - в Православии Восточной Церкви посредством чтения и тщательного разыскания; а между тем принадлежал к Церкви Западной. Я был членом и немаловажным Церкви Русской, хотя и отложившейся от истинного учения; а между тем, по тогдашнему положению Униатской Церкви, должен был по необходимости служить орудием окончательного изменения оной в Латинскую. Я сердцем и душою предан был России и с нею соединял выспренний идеал моего отечества, почерпнутый в чтении древних; а между тем считался для нее чуждым и принадлежащим неприязненной для нее Польше. Несправедливость и притеснения были для меня всегда невыносимы; а между тем я был часто бесполезным их свидетелем. Корыстолюбие, взятки были для меня чем-то самым презренным; а между тем они встречались на каждом шагу»[54]. Эти слова мирополита Иосифа (Семашко) в полной мере отвечают на недоумение современного апологета Брестской церковной унии в Белоруссии С.В. Морозовой, полагающей, что «ліквідацыя царквы яе ўласнымі епіскапамі (имеется в виду возвращение 1,5 млн. белорусско-украинских униатов в Православие в 1839 г.) беспрэцэдэнтны выпадак у гісторыі рэлігіі і яшчэ адзін з парадоксаў уніяцтва»[55].

Т.о., в результате на первый взгляд нелогичных с точки зрения нетолерантности действий российского правительства в царствование императора Павла I, поручившего униатов заботам их латинских единоверцев, российские власти устранилось от участия в судьбе Унии. С одной стороны, это выявило неспособность латинского духовенства и высшего католического общества западных губерний обуздать свои национальные и религиозно-культурные инстинкты и выработать взвешенную стратегию поведения. С другой стороны, в клире Униатской Церкви активизировались и консолидировались те круги, которые не желали перерождения своего церковного объединения в польском латинском духе. Российское правительство оказалось втянутым в противостояние латинизаторов и сторонников самобытности Унии на стороне последних. Это привело к устранению негативных последствий воссоединения униатов  Екатериниского времени, приучило униатов видеть в России защитницу, а в возвращении в Православие вполне реальную для себя перспективу.

В итоге можно говорить о том, что предпосылками возникновения проекта общего воссоединения униатов с православными в 1827 г. стали правовые изменения в положении греко-католической Церкви в последние годы XVIII в. и неспособность латинского духовенства и польского шляхетского общества отказаться от представления о своей латинской исключительности и старинной русофобии. Российское правительство избрало оптимальный способ действий для искоренения Унии[56], а вот католическая сторона сделала все возможное, чтобы оттолкнуть униатов от себя и направить их к Православию.

Указанные предпосылки упразднения Униатской Церкви необходимо дополнить еще одной. Дело в том, что постепенное появление в униатском духовенстве людей, настроенных доброжелательно по отношению к Православию, не могло привести к возникновению проекта общего воссоединения униатов с православными. Чтобы поставить вопрос настолько радикально нужно было нечто большее, коренящееся в особенностях униатского экклезиологического самосознания.

На основании оставшихся от Унии источников можно реконструировать экклезиологическое самоощущение греко-католического духовенства в конце XVIII - первой трети XIX в. Сообщество католиков восточного обряда в документах этого времени в большинстве случаев именуется по-разному, с догматической точки зрения совершенно невнятно: уния, униатский, греко-униатский и даже римско-униатский[57] обряд и т.д. Однако, наряду с этим употреблялось и понятие «Церковь». Например, митрополит Ираклий (Лисовский) в 1796 г. в письме Холмскому епископу Порфирию (Важинскому), говоря о бедствиях Унии, называет ее «наша Церковь»[58]. Выражение «Униатская Церковь» достаточно часто встречается в документах и конфиденциальной переписке в конце 1820-х и в 1830-х гг.

Здесь нужно обратить внимание на следующее. Именование католиков восточного обряда «Церковью» входило в противоречие с посттридентской католической экклезиологией, на основании которой в декабре 1595 г. в Риме была подписана церковная уния между Католической Церковью и частью иерархии Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Согласно посттридентскому представлению «Церковью» могла называться только монолитная Вселенская Церковь, которая признавала непосредственную прямую власть Римского Папы над каждым епископом и верующим. Соответственно в Апостольской столице на униатов смотрели как на католиков, которым по миссионерским соображениям предоставлено право практиковать восточный обряд[59]. Не более. В то же время униаты сохраняли национальную иерархию, которая была параллельной иерархии латинского обряда. Сверх того, сами униаты с самого начала заключения Брестской унии не сомневались, а даже подчеркивали то, что, находясь в союзе с Римом, продолжают оставаться частью Русской Церкви, а также имеют свои особые интересы, состоявшие в сохранении византийского обряда и ограждении паствы от латинского прозелитизма. Как пишет В. Пери: «Брестская уния спонтанно понималась русинами, как уния между их национальной Церковью, с ее традиционной иерархической структурой, и наследованным от предков литургическим обычаем, и Римской Церковью»[60]. Иначе говоря, церковная уния греко-католиками мыслилась как федеративный союз Церквей, а не как их включение в общую массу Католической Церкви.

Это экклезиологическое противоречие несло в себе постоянную угрозу для союзного договора между частью Белорусско-Украинской Церкви и Римом. В сообществе униатов под воздействием разного рода обстоятельств могло появиться мнение, согласно которому союз с Римом стал вреден, т.е. не способствовал дальнейшему развитию церковной жизни белорусов и украинцев. Именно это и произошло в конце 1820-х гг. Проект общего воссоединения, предложенный прелатом Иосифом (Семашко), основывался на том представлении, что продолжение существования Унии не оправдано с религиозной точки зрения и ведет к денационализации восточнославянского населения[61]. Мотивация проекта Семашко была с пониманием воспринята в кругах противников латинизации и полонизации, что стало залогом успешности его реализации.

Проведенное исследование позволяет назвать непосредственные предпосылки упразднения Униатской Церкви в Российской империи: 1) подчинение униатов власти латинского митрополита, осуществленное императором Павлом І; 2) подозрительное и агрессивное отношение к униатам со стороны представителей Католической Церкви латинского обряда; 3) экклезиологическое противоречие, существовавшее в Униатской Церкви с момента ее создания и обострившееся в первые десятилетия XIX в. Эти предпосылки находились в сложном сочетании и взаимодействии, мало того, активизировали одна другую. С уверенностью можно говорить о том, что сложившаяся в межконфессиональных отношениях в белорусско-литовских губерниях в последней четверти XVIII - первой трети XIX в. обстановка, а также ситуация внутри Униатской Церкви  представляли собой уникальное явление, которое больше нигде и никогда не повторялось.


Источники и исследования

Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею: в 39 т. - Вильна : Типография А.Г. Сыркина, 1889. - Т. 16 : Документы, относящиеся к истории церковной Унии в России. - 704 с.
Антоний (Зубко), архиепископ. О Греко-Униатской Церкви в Западном крае России / архиепископ Антоний (Зубко) // Сборник статей, изданных Св. Синодом по поводу 50-летия воссоединения с Православной Церковью западно-русских униатов. - Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1889. - С. 38-76.
Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. Историческое исследование по архивным документам П.О. Бобровского / П.О. Бобровский. - Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1890. - 394 с.
Буглаков, М.., священник. Преосвященный Георгий Конисский, Архиепископ Могилевский / священник М. Булгаков. - Минск : «Виноград», 2000. - 656 с. - С. 299.
Галадза, П., свяшченнік. Літургічне питання і розвиток богослужень напередодні Берестейскоі уніі аж до кінця XVII століття / свяшченнік П. Галадза // Берестейська унія та внутрішне жіття Церкви в ХVII столітті: матеріали Четвертих Берестейських читань, Львів, Луцьк, Киів, 2 - 6 жовтня 1995 р. / ред. Б.Гудзяк. - Львів : Інститут Історіі Церкви Львівськоі Богословськоі Академіі, 1997. - С. 5-6.
Галанов, М.М. Политика российского самодержавия и позиция Русской Православной Церкви в отношении католиков и униатов в годы царствования Павла I : дисс…. доктора наук : 07. 00. 02 / М.М. Галанов. - Санкт-Петербург, - 2014. - 536 с.
Горючко, П. Материалы для истории церквей Белоруссии конца XVIII и начала ХIХ столетий / П. Горючко. - Могилев : тип. Губ. правл., 1903. - 42 с.
Дмитриев, М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной Унии 1595-1596 гг. / М.В. Дмитриев. - Москва : Издательство Московского университета, 2003. - 320 с. - (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 22; Сер. II, Исторические исследования: 7).
Записка об упразднении греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. - 1870. - Т. 1. - 2 изд. -  С. 517-538.
Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). - Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. - Т. 1. - 745 с.
Зноско, Константин, протоиерей. Исторический очерк церковной унии: ее происхождение и характер / протоиерей Константин Зноско. - Минск : Белорусский Экзархат, 2007. - 367 с.
Канфесіі на Беларусі (к. XVIII - XX ст.) / В.В. Грыгор´ева, У.М. Завальнюк, У.І. Навіцкі, А.М. Філатава: Навук. Рэд. У.І. Навіцкі. - Мінск : ВП “Экаперспектыва”, 1998. - 340 с.
Канфессійны фактар у сацыяльным развіцці Беларусі (канец XVIIІ-XX ст.) / В.В. Яноўская [і інш.] ; навук. рэд. В.В. Яноўская ; Нац. Акад. навук Беларусі, Ін-т гісторыі. Мінск : Беларуская навука, 2015. - 496 с.
Коялович, М.О. Смута в униатской среде в Белоруссии в 1802-1803 гг. / М.О. Коялович // Христианское чтение. - 1874. - № 7. - С. 402-422.
Коялович, М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен / М.О. Коялович. - Минск : Лучи Софии, 1999. - 400 с.
Коялович, М.О. О почившем митрополите Литовском Иосифе / М.О. Коялович. - Санкт-Петербург : Типография Департамента Уделов, 1869. - 54 с.
Марозава, С.В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596-1839 гады) / С.В. Марозава; пад навук. рэд. У.М. Конана. - Гродна : ГрДУ, 2001. - 352 с.
Назарко, Іриней, ЧСВВ. Киȉвські і Галицькі митрополити. Біографічні нариси (1590-1960) / Іриней Назарко. - Торонто : Видавництво отців Василіян, 1962. - 269 с.
О лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью // Христианское чтение. - 1887. - ч. 2. - С. 19-93.
Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов: в 2 т. / С.-Петербург : Синодальная типография, 1907. - Т. 2. - 1631 с.
Пері, В. Берестейська унія у римскому баченні / В. Пері // Історичний контекст, укладнення Берестейськоі уніі і перше поунійне покоління : Матеріали Перших «Берестейських читань». - Львів, 1995. - С.7-25.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 20. - 1034 с.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 22. - 1168 с.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 23. - 969 с.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 25. - 1122 с.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 26. - 875 с.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 29. - 1372 с.
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание второе. : С 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года : в 55 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Канцелярии, 1830. - Т. 2. - 1138 с.
Романчук, А., протоиерей. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности / протоиерей А. Романчук. - Москва - Минск : Издание Общества любителей церковной истории, 2015. - 443 с.
Романчук, А., священник. Греко-католическая Церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы / священник А. Романчук // Церковно-исторический вестник. - 2008. - № 15. - С. 56-83.
Романчук, А.А., протоиерей. Главная Семинария при Виленском университете: воспитание и образование католического духовенства униатского обряда / протоиерей А.А. Романчук // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1, Гісторыя, філасофія, паліталогія, сацыялогія. - 2006. - № 4. - С. 3-10.
Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. - Фонд 797. - Оп. 6. - Д. 22303. По отношению Полоцкого архиепископа Лисовского, о делаемых латинским духовенством униатскому притеснениях.
Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Фонд - Оп. 6. - Д. 22468. По жалобе и доносам священника Арматовича на полоцкого греко-унитского архиепископа Красовского, относительно разных злоупотреблений его в управлении епархией и имениями. К сему следуют особые дела: 1. О наложении запрещения на собственное имение архиепископа Красовского и о произвождении ему жалования 1 т. рублей в год. 2. Опредании архиепископа Красовского суду. 3.По прошениям о возвращении архиепископа Красовского в епархию. 4. Частично полученные бумаги по делу архиепископа Красовского. 5. О назначении архиепископа Красовского управляющим Луцкой епархией. 6. О смерти униатского архиепископа Красовского. 7. Следственные производства касательно разорения крестьян Полоцкого архиепископства и проч.
Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Фонд 797. - Оп. 6. - Д. 22641. О запрещении принимать католиков в Греко-унитское монашество и об учреждении училищ для наставления унитского юношества в обрядах боослужения на языке славянском.
Рункевич, С. История Минской Архиепископии (1793-1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединеня западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794-1796 гг. / С. Рункевич. - С.-Петербург : Типография А. Катанского и К°, 1893. - 572 с.
Стрельбицкий, И., священник. Униатские церковные Соборы с конца XVI века до воссоединения униатов / священник И. Стрельбицкий. - Одесса : Типо-хромолитография Е.И. Фесенко, 1891. - С. 164 с.
Филатова, Е.Н. Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси. 1772-1860 / Е.Н. Филатова. - Минск : Бел. наука, 2006. - 192 с.
Филевич, И.П. Вопрос о воссоединении западно-русских униатов в его новейшей постановке / И.П. Филевич. - Варшава : Типография Варшавского учебного округа, 1891. - 31 с.
Фотинский, О. Иоанн Красовский, униатский архиепископ Полоцкий и Луцкий / О. Фотинский // Литовские Епархиальные Ведомости. - 1894.  -  № 15. - С. 128-131.
Charkiewich, Jaroslaw.  Powrót unitów diecezji litewskiej i białoruskiej do prawosławia na soborze połockim 1839 roku / Jaroslaw Charkiewich // Rocznik Teologiczny [электронный ресурс]. - 2013. - Т. 55. - № 1-2. - 119-137. - Режим доступа : http:// http://www.bazhum.pl/bib/article/525304/. - Дата доступа : 29.08.2017.
Radwan, M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim 1796 - 1839 / M. Radwan. - Roma; Lublin : Polski instytut kultury chrzescijanskiej, 2001. - 504 s.



[1] Например : Филатова, Е.Н. Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси. 1772-1860 / Е.Н. Филатова. - Минск : Бел. наука, 2006.

[2] Например : Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. Историческое исследование по архивным документам П.О. Бобровского / П.О. Бобровский. - Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1890. 

[3] Около 1772 г. католическая церковь восточного обряда в Речи Посполитой насчитывала 9452 прихода. В результате 3-х разделов Польши 1772-1795 гг. от 5600 до 6052 приходов (точно неизвестно) оказались на территории Российской империи (Radwan, M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim 1796-1839 / M. Radwan. - Roma; Lublin : Polski instytut kultury chrzescijanskiej, 2001. - S. 21, 23).

[4] Например : Charkiewich, Jaroslaw.  Powrót unitów diecezji litewskiej i białoruskiej do prawosławia na soborze połockim 1839 roku / Jaroslaw Charkiewich // Rocznik Teologiczny [электронный ресурс]. - 2013. - Т. 55. - № 1-2. - S. 119. - Режим доступа : http:// http://www.bazhum.pl/bib/article/525304/. - Дата доступа : 29.08.2017.

[5] Например : Канфессійны фактар у сацыяльным развіцці Беларусі (канец XVIIІ-XX ст.) / В.В. Яноўская [і інш.]. - Мінск : Беларуская навука, 2015.

[6] Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года : в 48 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830 (далее ПСЗРИ : собр. 1). - Т. 20. - № 15028. - С. 953-954.

[7] Коялович, М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен / М.О. Коялович. - Минск : Лучи Софии, 1999. - С. 208-209.

[8] Буглаков, М., священник. Преосвященный Георгий Конисский, Архиепископ Могилевский / священник М. Булгаков. - Минск : «Виноград», 2000. - С. 299.

[9] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 23. № 17199. С. 509-511.

[10] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 23. № 17333. С. 699-700.

[11] Рункевич, С. История Минской Архиепископии (1793-1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединеня западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794-1796 гг. / С. Рункевич. - Санкт-Петербург : Типография А. Катанского и К°, 1893. - С. 262-263 ; Горючко, П. Материалы для истории церквей Белоруссии конца XVIII и начала ХIХ столетий / П. Горючко. - Могилев : тип. Губ. правл., 1903. - С. 8.

[12] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 23. № 17391. С. 791-793

[13] Radwan, M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim. S. 34

[14] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 23. № 17384. С. 722-723.

[15] Канфесіі на Беларусі (к. XVIII - XX ст.) / В.В. Грыгор´ева, У.М. Завальнюк, У.І. Навіцкі, А.М. Філатава: Навук. Рэд. У.І. Навіцкі. - Мінск : ВП “Экаперспектыва”, 1998. - С.  6-7.

[16] Коялович, М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. С. 200-201.

[17] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 22. №16173. С. 329.

[18] Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею (далее АВАК) : в 39 т. - Вильна : Типография  А.Г. Сыркина, 1889. - Т. 16 : Документы, относящиеся к истории церковной Унии в России. - С. 6

[19] О лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью // Христианское чтение. - 1887. - Ч. 2. - С. 19-93.

[20] Там же. С. 19.

[21] Записка об упразднение греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. - 1870. - Т. 1. - 2 изд. - С. 524-525.

[22] Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание второе : С 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года : в 55 т. - Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Канцелярии, 1830. - Т. 2. - № 1449. - С. 877-878 ; АВАК. Т. 16. С. 113 ; В рукописном виде этот указ находится в : Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге (РГИА). Фонд 797. - Оп. 6. - Д. 22641. - Л. 3-3 об. Там же находится и печатный экземпляр оригинала указа (Л. 6-6 об.).

[23] Коялович, М.О. О почившем митрополите Литовском Иосифе / М.О. Коялович. - Санкт-Петербург : Типография Департамента Уделов, 1869. - С. 13-14.

[24] Зноско, К., протоиерей. Исторический очерк церковной унии: ее происхождение и характер / протоиерей К. Зноско. - Минск : Белорусский Экзархат, 2007. - С. 316.

[25] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 25. № 18503. С. 222.

[26] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 25. № 18504. С. 222-224.

[27] Там же. С. 223-224.

[28] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 26. № 19595. С. 338.

[29] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 26. № 19706. С. 486.

[30] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 26. № 19263. С. 24-31.

[31] Коялович, М.О. Смута в униатской среде в Белоруссии в 1802-1803 гг. / М.О. Коялович // Христианское чтение. - 1874. - №7. - С. 402-422.

[32] Оно насчитывало от 1 425 599 (Radwan M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim. S. 68) до 1 538 890 верующих (Ibid. S. 70).

[33] Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. С. 163-164.

[34] Стрельбицкий, И., священник. Униатские церковные Соборы с конца XVI века до воссоединения униатов / священник И. Стрельбицкий. - Одесса : Типо-хромолитография Е.И. Фесенко, 1891. - С. 92-130.

[35] Об этом см. : Галанов, М.М. Политика российского самодержавия и позиция Русской Православной Церкви в отношении католиков и униатов в годы царствования Павла I : дисс…. доктора наук : 07. 00. 02 / М.М. Галанов. - Санкт-Петербург, - 2014. - С. 292.

[36] Назарко, І. Киȉвські і Галицькі митрополити. Біографічні  нариси (1590-1960) / І. Назарко. - Торонто : Видавництво отців Василіян, 1962. - С. 126-127, 130, 135-136.

[37] Об этом см. : Филевич, И.П. Вопрос о воссоединении западно-русских униатов в его новейшей постановке / И.П. Филевич. - Варшава : Типография Варшавского учебного округа, 1891. - 31 с.

[38] Галанов, М.М. Политика российского самодержавия и позиция Русской Православной Церкви в отношении католиков и униатов в годы царствования Павла I. С. 303-318.

[39] РГИА. Фонд  797. - Оп. 6. - Д. 22468.

[40] Фотинский, О. Иоанн Красовский, униатский архиепископ Полоцкий и Луцкий / О. Фотинский // Литовские Епархиальные Ведомости. - 1894. -  № 15. - С. 131.

[41] В записке, адресованной графу З. Чернышеву, датированной 2 июля 1805 г., высокопреосвященный Ираклий прямо просил этого сановника обратить внимание царя на проблему спасения униатов от латинян (РГИА. Фонд 797. - Оп. 6. - Д. 22303. - Л. 26-27).  Чернышев в письме к императору писал, что Лисовский умоляет его «доставить униатам справедливую защиту» (Там же. Л. 28 об.).

[42] АВАК. Т. 16. С. 36-37, 78, 82, 90, 98-99.

[43] Там же. С. 77.

[44] Там же. С. 82.

[45] ПСЗРИ : собр. 1. Т. 29. № 22226. С. 670-671.

[46] АВАК. Т. 16. С. 37-39.

[47] АВАК. Т. 16. С. 89-90.

[48] Там же. С. 94

[49] Об этом см. : Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I.

[50] Романчук, А., священник. Греко-католическая Церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы / священник А. Романчук // Церковно-исторический вестник. - 2008. - № 15. - С. 56-83.

[51] Романчук, А.А., протоиерей. Главная Семинария при Виленском университете: воспитание и образование католического духовенства униатского обряда / протоиерей А.А. Романчук // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. - 2006. - № 4. - С. 3-10.

[52] Антоний (Зубко), архиепископ. О Греко-Униатской Церкви в Западном крае России / архиепископ Антоний (Зубко) // Сборник статей, изданных Св. Синодом по поводу 50-летия воссоединения с Православной Церковью западно-русских униатов. - Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1889. - С. 49.

[53] Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). - Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. - Т. 1. - С. 20.

[54] Там же. С. 30.

[55] Марозава, С.В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596-1839 гады) / С.В. Марозава; пад навук. рэд. У.М. Конана. - Гродна : ГрДУ, 2001. - С. 228.

[56] Действия императора Павла I в отношении униатов не носили продуманный характер, и их последствия, решившие во многом судьбу Унии, не прогнозировались. Механизм формирования конфессиональной политики императора Павла Петровича в западных губерниях хорошо известен. Решения принимались императором исходя из его собственного неприязненного отношения к самой идее и практическому воплощению церковной унии, под влиянием Римского двора, действовавшего через нунция Лоренцо Литту, латинского архиепископа Станислава (Сестренцевича), униатского архиепископа Ираклия (Лисовского), минского губернатора З.Я. Корнеева (Об этом см. : Галанов, М.М. Политика российского самодержавия и позиция Русской Православной Церкви в отношении католиков и униатов в годы царствования Павла I. С. 251-317).

[57] Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов: в 2 т. - Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1907. - Т. 2. - С. 547.

[58] АВАК. Т. 16. С. 595.

[59] Галадза, П., свяшченнік. Літургічне питання і розвиток богослужень напередодні Берестейскоі уніі аж до кінця XVII століття / свяшченнік П. Галадза // Берестейська унія та внутрішне жіття Церкви в ХVII столітті: матеріали Четвертих Берестейських читань, Львів, Луцьк, Киів, 2-6 жовтня 1995 р. / ред. Б.Гудзяк. - Львів : Інститут Історіі Церкви Львівськоі Богословськоі Академіі, 1997. - С. 5-6.

[60] Пері, В. Берестейська унія у римскому баченні / В. Пері // Історичний  контекст, укладнення Берестейськоі уніі і перше поунійне покоління : Матеріали Перших «Берестейських читань». - Львів, 1995. - С. 19 ; Об этом же см. : Дмитриев, М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной Унии 1595 - 1596 гг. / М.В. Дмитриев. - Москва : Издательство Московского университета, 2003.

[61] Романчук, А., протоиерей. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности / протоиерей А. Романчук. - Москва-Минск : Издание Общества любителей церковной истории, 2015. - С. 250-313.
Предпосылки упразднения унии в Российской империи в 1839 году

Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия

Продолжение