Батюшка с фотоаппаратом.  Статья  о настоятеле храма Святителя Николая Чудотворца д. Узмёны священнике Павле Волынцевиче. Духовно-просветительный  журнал "Врата небесные" 2010 г. №11  
  Как-то раз, столкнувшись возле храма с шумной толпой туристов,
без остановки снимавших всё и вся на свои цифровые камеры, я
услышал мнение пожилого человека, вооружённого старомодным
«Зенитом»: «Ну что это за фотография, когда думать не надо?» И
действительно - как мало времени потребовалось, чтобы
фотография перестала быть для нас чудом. Нажал на кнопку и...
забыл. Может быть, именно поэтому, когда смотришь на старинные
снимки, поражаешься удивительной достоверности памяти, которая
в них заключена. Может быть, поэтому в храмах и не
благословляется фотографироваться - как мы привыкли, в обнимку,
на фоне святых икон, - чтобы не забывать о Божием чуде, даже
невольно не кощунствовать над святостью каждого мгновения
жизни, данной нам Богом.
В истории фотографии много имён, прославивших её, сделавших
искусством. И нет ничего удивитель­ного, когда камеру в руки берёт
художник. Гораздо более непривычно, когда фотографировать
начинает... батюшка.
1900 год. Хаты белорусского села.
Река. Открытые, чуть наивные лица крестьян, смотрящих в
объектив чудо- камеры. Фотограф - протоиерей Павел Волынцевич.
Священник с фотоаппара­том. Кем он был? Каким человеком? Уже
не узнаем, не спросим, не поговорим...
Дмитрий Серебрянников: «Начало этой истории поразительным образом связано с моим паломничеством в Почаевскую лавру. Наш батюшка, отец Андрей, который ездил вместе с нами в Почаев, купил себе шляпу. Обыкновенную такую шляпу, плетеную, соломенную. И они вместе с сыном в Почаеве сфотографировались - батюшка в подряснике и  в этой самой шляпе. А я про себя подумал: «Батюшке-то идет шляпа, прям как на старинной фотографии!» В дореволюционной России батюшки обычно ходили в шляпах. Куда ни посмотришь - если священник вне службы, он всегда в шляпе. И вот буквально на следующий день по приезде мне звонит мой знакомый Тадеуш Зеленский и предлагает старинные негативы. Я заинтересовался. Смотрю - а на негативе батюшка в шляпе! Это было достаточно яркое совпадение. И не случайное, очевидно. Так фотоснимки попали ко мне в руки».
Распечатать хрупкие негативы коллекционерам помог фотограф Владимир Сутягин. Вместе они проделали



Первая фотография в коллекции датирована 1900 годом, последняя -1959 г. Фактически до самой смерти в 1962 году отец Павел продолжал заниматься фотографией. Более полувека фотоаппарат был его неизменным спутником во все моменты жизни.
Большую и дружную семью можно видеть на многих фотографиях. Сам отец Павел Волынцевич был сыном диакона Константина Волынцевича, имевшего только начальное образование, но нашедшего средства выучить троих сыновей. На всех снимках «семейного» цикла присутствует особая культура этих людей - в одежде, позах, выражениях лиц. Матушка Вера играла на фортепиано, шила. Квартира Волынцевичей в Узменах поражает интеллигентностью - картины на стенах, фикусы, книги и даже… рояль. А ведь в те далекие годы крохотные Узмены насчитывали всего несколько дворов!
огромную работу, отсканировав все кадры, упорядочив и детально описав коллекцию. И  были поражены увиденным. Постепенно удалось установить имя фотографа, его родственников, людей, запечатленных на снимках. И началась кропотливая исследовательская работа.
  Не услышим его голос. Он давно ушёл из жизни. Но после фотографа осталось нечто большее - его взгляд на мир. В каждом снимке всего на короткое мгнове­ние остановилась целая жизнь длиной в шестьдесят лет, удивительным образом соединились живой взгляд самого фото­графа и естественность заснятого.
  Открытие имени протоиерея Пав­ла Волынцевича произошло благодаря минскому коллекционеру Дмитрию Се­ребрянникову и фотографу Владимиру Сутягину. Сидя за чашкой чая в мастер­ской фотографа, слушаю удивительный рассказ о находке.
Родители
Родители
Священник Павел Волынцевич с семьёй
Владимир Сутягин: «В первый раз по следам Павла Волынцевича мы поехали осенью с фотографом Максимом Черноголовом. Напротив Узмен когда-то была усадьба Юстинианово. Узмены и Юстинианово напротив друг друга, через Западную Двину. Раньше было проблемой переправиться на другой берег, нужно было ехать за тридевять земель и ждать паром. Приезжаем мы в Юстинианово и видим там только что  открытый, новый мост! Вот такой «зеленый свет» получили мы с самого начала. В Узменах сохранились храм и дом батюшки, в котором сегодня находится школа. Рядом с храмом могила матушки Веры, а сам батюшка похоронен в Волковыске. Но тогда мы еще этого не знали - расспрашивали прихожан, искали потомков о. Павла Волынцевича. Подключили историка Надежду Савченко, которая сделала официальный запрос. Таким образом  удалось найти сведения о судьбе сына и невестки о. Павла Волынцевича, а самое главное - его внучку, Людмилу Сергеевну, проживающую в Минске. Мы немедленно связались с ней, поехали в гости. Неожиданная удача - у Людмилы Сергеевны сохранились альбомы с фотографиями деда! Негативов у нас на тот момент было 140. У нее находим столько же фотографий в альбомах, которые не дублируются с этими негативами. А чуть позже отыскались еще фотографии, в результате чего было собрано 320 снимков.
В кругу близких
В кругу близких
Долгое время мы сомневались - кто снимал? Окончательно сомнения ушли только после изучения альбомов, в которых рукой сына отца Павла Сергея помечено: «Фотографии папаши». Еще позже обнаружились два негатива, подписанных самим отцом Павлом Волынцевичем.
Кадр за кадром перелистываем семейный альбом - историю семьи Волынцевичей. Первые снимки сделаны в местечке Косута, где отец Павел начинал служить, несколько - в Дисне, где короткое время исполнял обязанности инспектора воскресных школ. Большая же часть полувековой фотолетописи относится к периоду 1904-1947 гг., когда отец Павел Волынцевич служил настоятелем Свято-Никольского храма в д. Узмены. Снимки последних лет его жизни сделаны в Крево, Шерешево, Волковыске.
Батюшка не делил фотографию по каким-то особым темам, не увлекался съемками только лишь портретов или архитектуры. Он снимал все. По воспоминаниям его прихожан, отец Павел был особым человеком, сочетавшим в себе глубокую веру с пристрастием натуралиста. Батюшка вел дневник наблюдений за текущей жизнью, куда записывал все: астрономические и погодные явления, температуру и многое другое. Потомки старых узменских прихожан рассказали о том, что дневник был сожжен безбожниками вместе с церковной утварью… Если бы можно было подкрепить фотографии дневниковыми записями!
Батюшка писал картины и иконы, о чем вспоминает его сын Сергей. Сохранилась только фотография одной из его работ. Все образа, написанные рукой отца Павла, сгорели во время пожара.

Новый дом
Новый дом
Есть среди фотографий священника Павла Волынцевича и уникальные. По мнению большинства исследователей, единственное дошедшее до нашего времени изображение усадьбы Юстинианово можно видеть только на рисунке Наполеона Орды. А благодаря фотографиям отца Павла мы видим и саму усадьбу, и ее обитателей.
Коллекция снимков священника Павла Волынцевича уникальна еще и потому, что старинные стеклянные негативы очень хорошо сохранились. Благодаря заботливым рукам самого фотографа, прихожан, долгие годы сохранявших архив после переезда батюшки из Узмен, его сына Сергея, перенявшего любовь отца к фотографическому делу, эти бесценные снимки избежали уничтожения и забвения. Ведь сохранить стекло миллиметровой толщины возрастом в столетие - дело нешуточное!
Все негативы стеклянные, размером 9/12 см. Любопытно, что в камере был дефект, оставлявший черный след на всех фотографиях вплоть до 1908 г. Многие негативы удалось датировать именно по этому следу от камеры. В 1908 г. у батюшки появляется второй аппарат. Интересная техническая особенность видна и на кадрах, сделанных новым фотоаппаратом.
Увеличитель, на котором о. Павел печатал свои снимки, имел формат 9/12 см, а негатив в фотоаппарате - 9/14 см. Поэтому два лишних сантиметра на негативе приходилось осторожно откалывать. Только несколько негативов имеют формат 9/14. Возможно, они просто не были напечатаны.
Отец Павел всю жизнь тихо и мирно служил на своем приходе. Окончил свои дни в сане митрофорного протоиерея. Трудно даже представить себе - в советское время священнослужитель, «социально-чуждый элемент» ходит с фотоаппаратом и фотографирует! Но может быть, Господь сохранил отца Павла именно ради его свидетельства о далекой уже от нас, ушедшей жизни. Чтобы нажать на кнопку и - не забыть…

Виктор Попов